В 1788 году на канале в Амстердаме Общество Просвещения Феликс Меритис (на латыни означает Счастливый через заслуги ) построило одноименный клуб, члены которого, стремясь получить знания для собственного интеллектуального развития изучал музыку, естественные науки, рисование, торговлю и литературу. Здание неоклассического архитектора Якоба Оттена Хусли — фасад храма в коринфском стиле, выходящее на комнаты в форме чисто геометрических объемов — само по себе было примером рационального мышления эпохи Просвещения. Спустя столетие после того, как общество распалось, его великолепный дом пережил воплощения в виде типографии, штаб-квартиры голландской коммунистической партии и кабаре 1960-х годов. Хуже изнашиваясь, он, тем не менее, оставался архитектурно нетронутым на протяжении десятилетий.
В 2014 году Amerborgh, инвестиционная компания, интересующаяся искусством, купила знаменитый Феликс Меритис для использования в качестве культурного центра с программами, которые будут поддерживаться за счет сдачи в аренду его отремонтированных помещений для проведения мероприятий. По словам соучредителя и партнера Йеруна Делленсена, вдохновляющей идеей i29 было преобразовать интерьер площадью 50 000 квадратных футов. Это легендарное здание стало «настоящим». Фирма уважала оригинальную архитектуру, но при этом использовала дизайн, чтобы сделать ее крутой для молодого поколения.
Обновление истории, но при этом сделав ее современной, требовало тонкого баланса почтения и удивления, сохранения и изобретения. Команда i29 нашла решение парадокса в том, как здание использовалось феликийцами (так назывались его основатели), которые организовали его по отделам. «У разных комнат были разные функции и истории, которые мы решили воспроизвести», — добавляет соучредитель и партнер Джаспар Янсен. Работая вместе с MATH Architecten, которая курировала структурные вопросы, Делленсен и Янсен культивировали индивидуальный характер каждого помещения.
Большая деревянная лестница, окружающая пятиэтажное пространство, делит длинное здание примерно пополам, при этом главные комнаты расположены на ступенчатых этажах спереди и сзади — всего 11 уровней. Одним из требований города было точное восстановление двух исторически важных пространств: овального Concertzaal, одного из самых знаменитых залов классической музыки в Европе, на заднем первом этаже; и Zuilenzaal, приемная с колоннадой на переднем фортепиано nobile.
В Концерцаале, где состоялась голландская премьера Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, хроматическое исследование показало, что стены между белыми пилястрами, окружающие комнату, изначально были коричнево-бежевого цвета, цвет, придающий восстановленному пространству необычайную безмятежность. Но вместе с восстановлением таких исторических тонкостей i29 пришлось обновить зал под современную музыку. Делленсен и Янсен повесили незаметные поворотные настенные панели, которые модулируют акустику, скрывая при этом электронное оборудование, а MATH разместила новые механические системы по всему корпусу, добившись полной невидимости в зале.
Когда дело дошло до величественного Зуйлензаля, помимо обнажения элегантных буазери и потрескавшихся деревянных колонн, i29 оставил комнату в прежнем виде, превратив ее в селфи без фотошопа, посвященное возрасту здания. Такая грубая аутентичность далась нелегко: все хрупкие деревянные изделия были осторожно разобраны, а затем так же тщательно собраны заново, чтобы в комнате можно было установить современные системы вентиляции и звука. Zuilenzaal оказался одним из самых популярных мест.
Архитекторы интерьеров увеличили визуальное разнообразие в оставшихся комнатах, используя цвет и текстуру в качестве основных инструментов для разделения пространств и создавая четко геометрические встроенные шкафы и мебель. часто зеркальные, чтобы контрастировать с классической обстановкой. «Мы придали комнатам ощущение индивидуальности и важности, которые могли соперничать с двумя наиболее известными историческими помещениями», — объясняет Делленсен.
Пара великолепно пропорциональных комнат обрамляют главный вход: справа — стойка регистрации с зеркальной стойкой регистрации, билетная касса и зона отдыха; слева — ресторан «Феликс» на 100 мест. В первом случае две стены покрыты роскошной тканью с ворсистым ворсом, которая воспроизводит гравюру 18-го века с изображением фелицианской встречи, так что посетителей 21-го века встречают призрачным изображением своих собратьев эпохи Просвещения. Стены в соседнем ресторане обтянуты тканью, столь же приятной на ощупь, воспроизводящей фотографии неба над Амстердамом, как если бы посетители сидели посреди голландского пейзажа.
Первоначально физическая лаборатория, овальная комната с куполом прямо над Концертзаалом стала модным ночным клубом в 60-х годах, когда яркий голландский певец Рамзес Шаффи и его театральная группа регулярно выступали там. Названный в его честь Шаффизал, пространство балкона напоминает о своем психоделическом прошлом с помощью акустических стеновых панелей из перфорированной стали, которые в стиле омбре меняют цвет от темно-синего до бледно-голубого. «Мы противопоставляем современное и историческое, чтобы дать больше энергии каждому», — отмечает
Янсен, который с таким же успехом мог иметь в виду чердак Кёпельзаля, где деревянные балки крыши
оставлены открытыми, предоставляя комнату современная угловатость.
Повествование тоже является отличительным признаком. «Нам нравится скрывать в дизайне истории, которые придают интерьеру другое измерение», — говорит Делленсен. В Teekenzaal, бывшей рисовальной студии клуба, прямоугольники из тонкой ткани, свисающие с потолка, не только рассеивают свет, но и напоминают листы бумаги, на которых когда-то рисовали феликийцы — прозрачное изображение, которое воплощает в себе дух Просвещения.
] Команда проекта: Нина Ван Ас; Джоп Эсселинг; Эгле Хачинавичюзе; Эвелин Кранстаубер: i29. Math Architecten: Архитектор записи. Верлан и Баустра: архитектор-реставратор. Компания Sookha: концептуальный консультант. Де Фабрик: исторический консультант. Простое управление; Huisman & Van Muijen; Mega Elektra: Консультанты по установке. Lichtconsult: консультант по освещению. Уровень акустики и вибрации; Peutz: Консультанты по акустике. SID Studio: инженер-строитель. B3 Bouwadviseurs: руководитель проекта. Юрриэнс: Генеральный подрядчик.
Источники продукции: ICE Carpets: Custom Rug (Reception). XAL: Подвесные светильники (приемная, ресторан). Сен-Гобен: Зеркало (приемная, ресторан). Studio Belèn: обшивка стен на заказ (прием, ресторан), обшивка стен на заказ (Zuilenzaal). Сено: Журнальные столики (Ресепшн, Хусли, Тикензал). Hoogstraten: Двери на заказ (приемная, ресторан), Балюстрада на заказ (лестница). Зилио: Кресла (Ресторан). Magis: Боковые стулья (Ресторан, Husly, Патио). Ковры Moooi: ковровые покрытия на заказ (прихожая, балкон). Через M4four: Пользовательские виниловые полы (Shaffyzaal). TDE-LightTech: Точечные светильники (Husly). Эге: Коврик (Husly), Ковер (Teekenzaal). Casala: Таблицы (Husly, Teekenzaal). Через Бронненберг: люстры на заказ (Concertzaal, Zuilenzaal), фонари на заказ (патио). Новые работы: кресла для отдыха (Teekenzaal). Габриэль: ткань кресла для отдыха. Болонь: Полы. De Ploeg: потолочные панели (Teekenzaal), настенные покрытия (Zuilenzaal). На всем протяжении: Ленсвельт; Stooff Интерьерные проекты: Мебель на заказ. Kvadrat; Оманн; Paloma; Vyva Ткани: обивочная ткань. LED Linear: светодиоды. Seasons Project Parket: дубовые полы. Нора: Резиновые покрытия.