Прямо сейчас в Хлебном доме, фойе и анфиладах дворца, а также в парке музея-заповедника «Царицыно» можно увидеть оригинальные авторские произведения текстильного искусства, созданные мастерами ручного ткачества. Тема Триеннале текстильного искусства и современного гобелена этого года — «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения». В рамках нее авторы могли свободно экспериментировать с формами и материалами, посмотрев на привычный для себя медиум свежим взглядом. Рассказываем, что из этого вышло.
Содержание статьи
Формы Близости Марьяна Карпович
«Формы Близости» — это серия объектов, созданных как область тактильного взаимодействия. Спонтанность и естественность тактильных контактов становятся все более редким явлением, а наилучшим лекарством от нехватки сенсорных раздражителей остаются прикосновения, поглаживания и объятия. С помощью работы автор стремится вовлечь зрителя в интерактивное взаимодействие. Каждый из объектов вдохновлен определенной природной зоной и представляет собой рельефный объем, будто вырастающий из стены. Текстура и разнообразие поверхностей создают природную ассоциацию и инициируют проникновение ко внутренней среде объекта, что предусмотрено его конструкцией.
Трансгрессия Анна Леванкова
Текстильная скульптура для Анны Леванковой — это универсальный инструмент взаимодействия со зрителем на всех уровнях восприятия. В своей работе она исследует этот медиум как концептуальную форму, где главным предметом скульптурного творчества выступает тело человека. Проект собирается из комбинаций архаичных образов, подобно узору калейдоскопа, где реминисценции и цитаты сливаются и увязываются в новые смысловые горизонты, актуальные для нашего времени. Художница модерирует миф о скульптуре, в котором соединены две реальности: действительная и восходящая к эпохе античности, наполненной идеями физического совершенства.
Души леса. Связи Христина Высоцкая
Лес — это место, свободное от контроля и воздействия. С давних времен многие народы придерживались идеи о святости деревьев, а лес символизировал границу между миром людей и потусторонним миром. Образ проекта «Души леса. Связи» отражает реальность, где души леса соединяются в едином потоке энергии. Композиция работы строится на ритмическом сочетании тканых цилиндрических форм, отражающих образ стволов деревьев: они словно парят над землей как призраки. Цилиндры, в свою очередь, связаны между собой пластическими «нитями», символизирующими сверхъестественную энергию леса, ментальную связь и передачу информации.
Post Quem Катя Абламская
Работа Кати Абламской представляет собой размышление о хрупком балансе между природными и техногенными экосистемами, а также о месте человека в этом зыбком эквилибриуме. Гобелен становится пост-археологическим исследованием эпохи Антропоцена: перед зрителем раскрываются культурные слои, в которых сплетаются природные элементы и артефакты постиндустриального мира. Здесь границы между объективной, субъективной и моделируемой реальностью размыты, а фрагменты электронных схем прорастают нитями, напоминающими корни, мхи и водоросли. Контраст материалов — металла и текстиля, искусственного и органического — подчеркивает зыбкость равновесия между созданным человеком и всепоглощающей силой природы.
Жаккар Хулиан Пессе
Объект разворачивается в пространстве на целых шесть метров и состоит из переплетения бумажных лент, на которые нанесен рисунок. Это размышление на стыке искусства, технологии и истории вычислений, в частности — о роли механических посредников в процессе творчества. Через технику ксилографии автор воссоздает аналогию между текстильными станками XIX века и современными цифровыми технологиями. Станок Жаккара использовал перфокарты для создания узора ткани — именно этот принцип лег в основу бинарного кода, на котором сегодня работают компьютеры. Художник показывает: любая визуальная или текстильная структура — это результат системы разрешений и ограничений (черное/белое, 0/1, чернила/пробел, нить основы/нить утка). Кроме того, в своей работе Хулиан Пессе поднимает тему авторства и опосредованного творчества.
Сеть, в которой мы живем Ольга Киселева
«Сеть, в которой мы живем» — сайт-специфичная работа Ольги Киселевой, созданная специально для Триеннале, и на выставке ей отводится отдельный зал. Инсталляция посвящена феномену сетей — универсальному образу, определяющему структуру современной реальности: интернет, телефонные, компьютерные, банковские, социальные сети. Мы включены в каждую из них, реализуемся через принадлежность к ним и зависимы от них. Изначально сеть предназначена для захвата и удержания жертвы — это функция ее природного прототипа, паутины, от которого происходят и форма, и концепция. Инсталляция, представленная в рамках Триеннале текстильного искусства, подчеркивает возрастающую зависимость человека от древовидных иерархических общественно-экономических сетей.
Сущность III. Укрытие Ирэн Мусина
Нуждаясь в пространстве, где можно почувствовать себя защищенной и даже беззаботной, как в детстве, художница создает собственную утопическую историю. В ней есть место загадочным Сущностям, которые хотят привести людей и Землю к гармоничному сосуществованию. Возникнув из ниоткуда, они мимикрируют под земную растительность и незаметно разрастаются. Набравшись сил, приступают к миссии: расщепляют искажения и восстанавливают утраченное. Объект становится физическим убежищем — за ним можно спрятаться, почувствовать себя в безопасности. Утопическая концепция помогает автору принять свою уязвимость и незначительность перед глобальными процессами.
Триеннале текстильного искусства и современного гобелена открыта до 30 ноября 2025 года.
Фотографии предоставлены пресс-службой Триеннале.
Материал с сайта: https://design-mate.ru