Главная особенность светильника CORE, созданного Ярославой Галайко для бренда WOODLED, — оригинальный материал. Корпус предмета изготовлен из биокомпозита на основе шелухи кедра: естественная фактура привносит в пространство частичку природы и напоминает о важности бережного отношения к ней. Мы узнали у дизайнера, почему создание светильника стало вызовом для команды, какие эксперименты она проводила с материалом и как в объекте воплотился баланс ручного труда и технологий.
Содержание статьи
Ярослава Галайко дизайнер
Как появилась идея
Я давно мечтала создать собственный биокомпозитный материал. Первые эксперименты начала проводить в 2021 году — тогда я приобрела шелуху кедрового ореха и пробовала смешивать ее с разными связующими веществами. Кедровый орех называют «золотом» Сибири. Это символ долголетия, процветания, жизненной силы. Среди коренных сибиряков до сих пор ходят легенды о том, что зерно кедра попало на землю случайно, упав с небес. Считалось, что кедр способен накапливать в себе светлую жизненную энергию из космоса, а потом передавать ее людям.
Сейчас много говорят о культурном коде и национальном наследии. Мне кажется, что исследование локальных материалов и создание на их основе чего-то совершенно нового — это именно то, что нам нужно. Сам процесс разработки новых материалов невероятно увлекательный: это абсолютное творчество, в котором ты не скован рамками и просто экспериментируешь. В результате этих экспериментов мне удалось создать новый материал на основе шелухи кедрового ореха, которого раньше в мире не существовало, — это ни с чем не сравнимое чувство.


Фото: Татьяна Фролкина
В 2022 году мы познакомились с основателями бренда WOODLED Евгенией и Денисом Диановыми и решили попробовать использовать новый материал для производства светильника.
Эскизы и первые проработки
Мне хотелось создать сложную природную форму, чтобы она была логическим продолжением содержания, и создавалось впечатление, будто светильник принесли домой прямо из леса. Форме, которая понравилась всем участникам производственного процесса, предшествовало множество эскизов.
Как только я определилась с формулой, прочувствовала поведение материала и отработала на плоскости нюансы высыхания состава, то сразу же перешла к размещению материала на форме. Можно сказать, что прототип светильника получился с первого раза. Он сейчас стоит у меня в мастерской, и я продолжаю наблюдать за его состоянием.
Кроме того, при разработке нового материала важно понимать, как он будет вести себя с течением времени: сохранит ли эксплуатационные характеристики, форму, эстетичность; останется ли по-прежнему эластичным.
Сейчас прототипу уже почти два года. Он прекрасно сохранился и, к моему удивлению, до сих пор пахнет кедровыми орехами.


Фото: Татьяна Фролкина
Технологии и производство
Сначала материал нужно сварить, добавляя ингредиенты в определенной пропорции и последовательности, а затем просушить — каждый слой высыхает примерно за сутки. Для светильника CORE я сначала готовлю первичную материю, затем сшиваю ее на форме и после этого покрываю еще одним слоем состава, чтобы материал получился бесшовным.


Фото: Татьяна Фролкина
Основная сложность заключалась в том, что такого материала раньше не существовало, поэтому приходилось изучать мировой опыт создания различных биокомпозитных материалов, точный состав и способ изготовления которых, как правило, засекречен. Нужно было много экспериментировать и, основываясь на полученном опыте, делать выводы о пригодности материала для поставленных целей.
Прежде чем получилось добиться желаемых свойств — прозрачности, гибкости, прочности на разрыв, — пришлось сделать десятки пробных материалов.
Даже когда эксперимент проходит удачно, и результат нравится, на этом этапе самое интересное только начинается. Сделать из полученного материала крупный и эффектный предмет с возможностью эксплуатации — сложная задача.


Фото: Татьяна Фролкина
Каждый этап работы над светильником был полон вопросов и вызовов. Например, нужно было придумать, как собрать сложную форму абажура при помощи опор, которые мы планировали вырезать из листового материала на ЧПУ-станке. Это потребовало разработки нескольких версий рабочей документации и экспериментов на производстве. Но, к счастью, у нас получилось. Такая ассиметричная форма и в дальнейшем повлекла за собой немало сложностей. Приходится делать для каждой стороны отдельную выкройку и сшивать детали уже на каркасе вручную, а это очень кропотливая работа.


Фото: WOODLED
Перспективы и продажи
Сейчас я работаю в нескольких направлениях, которые связаны с разработкой новых материалов. Во-первых, вместе с WOODLED мы хотим создать еще как минимум один светильник из этого материала. Скорее всего, он будет меньше, чем CORE, и ближе по размеру к настольной лампе. Для этого светильника мы тоже планируем реализовать возможность плавной регулировки яркости, чтобы можно было настраивать освещение под необходимую атмосферу.
Во-вторых, я экспериментирую с новыми составами. Один из новых предметов, который получился впечатляющим, — светильник на основе спирулины. Соединение спирулины, биоразлагаемого связующего и шерсти дает интересный материал — гибкий, прочный, пластичный и обладающий флуоресцентными свойствами.
В-третьих, у меня недавно зародилась новая коллаборация с шоколатье. Девушка занимается изготовлением шоколада ручной работы, и в процессе производства у нее остается шелуха какао-бобов. На основе этого материала я бы хотела сделать серию аксессуаров. Кажется, что ношение на теле биополимера может быть необычным опытом.


Фото: WOODLED
Сейчас светильник CORE продается за 150 000 рублей. Стоимость формируется из нескольких составляющих, среди которых уникальный материал абажура, основа из массива дуба и качественная электроника, которая обеспечивает равномерную освещенность и плавное диммирование. Этот светильник представляет собой идеальный баланс ручной работы и технологичности — настоящий haute couture.
Фото на обложке: WOODLED.Все фотографии предоставлены Ярославой Галайко.
Материал с сайта: https://design-mate.ru