Согласитесь, каждый фрилансер, будь то новичок или профессионал, хотя бы раз подвергался критике со стороны заказчика и даже коллег. Критика – это неотъемлемая часть работы творческих людей. Причем я уверена, что выслушивать критичные замечания приходилось не единожды. Это, конечно же, неприятно, но именно так люди совершенствуются и добиваются успеха, ведь когда нам указывают на ошибки и недочеты, мы начинаем работать над ними и пытаемся не допустить подобного в следующий раз.
Критика также способна подавить человека, если она построена неправильно и несет в себе слишком много негатива. Такого рода критика редко направлена на работу над ошибками и, как правило, возникает из-за невежества, зависти или простой ущербности критикующего. Более того, она не способна четко обозначить моменты, в которых человек ошибся и уж подавно предложить какое-то здравое решение.
Так как научиться отличать конструктивную критику от негативного мнения завистников?
Содержание статьи
- 1 1. Критика – дело тонкое, поэтому высказывать ее нужно деликатно.
- 2 2. Как и любое здравое мнение, критика должна быть аргументированной.
- 3 3. Критика не терпит оскорблений.
- 4 4. Читая критику, пытайтесь понять, что двигало автором при ее написании.
- 5 5. Важно кто вас критикует.
- 6 6. Критика не должна быть односторонним высказыванием мнения.
- 7 Что делать если критика все же несет в себе негатив?
- 8 Когда негативная критика полезна?
- 9 В заключение
1. Критика – дело тонкое, поэтому высказывать ее нужно деликатно.
Главное правило критики – дружелюбность. Если человек указывает вам на ошибки и при этом не заставляет вас чувствовать себя униженным и не вызывает желание оправдываться – это и есть та самая, настоящая конструктивная критика. Все остальное смело отметайте в сторону.
2. Как и любое здравое мнение, критика должна быть аргументированной.
Конечно, иногда можно попросту взять и показать конкретную ошибку, но в тех случаях, когда речь идет о визуальной составляющей (например, графический дизайн), необходимо присутствие обоснованных аргументов. Это может быть простой анализ информации или статистика. Без аргументов критика превращается с простое субъективное мнение.
3. Критика не терпит оскорблений.
Какой бы конструктивной не казалась критика, если она сопровождается хлесткими словами типа «отстой», «уродство», «криворукий» и другими более грубыми словами (увы, не могу их написать), можете смело игнорировать критикующего. Вспомните главное правило, которое написано в первом пункте. Где вы видели дружелюбность с оскорблениями?
4. Читая критику, пытайтесь понять, что двигало автором при ее написании.
Если вы чувствуете, что человек находился под влиянием собственных негативных эмоций, то, как и в случае с оскорблениями, стоит пропустить подобные высказывания. Чаще всего человек может быть раздражен, зол на кого-то, бессилен в решении определенных проблем и ему не столько хочется критиковать, сколько просто написать какую-то гадость. Такая «критика» не имеет к вам и вашей работе никакого отношения.
5. Важно кто вас критикует.
Согласна, любое неприятное слово в адрес вашей работы может задеть и заставить сомневаться в себе, но опять же всегда стоит обращать внимание на то, кто именно вас критикует. Если вы подверглись критике со стороны маститого профессионала с огромным опытом и портфолио или заказчика, который работал со многими фрилансерами из разных сфер – к словам такого критикующего стоит прислушаться и взять их на вооружение. Если же это непонятные пользователи без аватарок и с глупыми цифровыми никами – не стоит портить себе нервы. Чем авторитетней критикующий, тем более конструктивна и полезна его критика.
6. Критика не должна быть односторонним высказыванием мнения.
Критика всегда подразумевает возможность диалога: только так и никак иначе рождается правильное решение. Вступая в диалог с критикующим, фрилансер получает шанс переубедить своего собеседника, либо наоборот признать, что предложение оппонента, в самом деле, лучше. Однако это не означает, что вы должны сразу кидаться опровергать мнение другого – попробуйте сначала прислушаться, и оценить эффективность предлагаемого варианта.
Что делать если критика все же несет в себе негатив?
У любой сферы фриланса нет каких-то жестких правил, хотя бы, потому что это по большей части творчество, а у творчества не может быть рамок. Трудно с точностью сказать, какой дизайн считается «правильным», а какой — нет. Или, что вот этот конкретный текст привлечет аудиторию, а другой наоборот оттолкнет. К тому же не стоит забывать, что критика – это, в первую очередь, попытка высказать свою точку зрения и не всегда она совпадает с мнением большинства. Научитесь даже в негативных отзывах видеть позитивные стороны. Это одна из составляющих творческого процесса и без нее никуда не деться.
Кроме всего прочего, научитесь относиться к негативной критике спокойно, а не так словно вам нанесли личное оскорбление, которое можно смыть только кровью. Адекватная реакция и спокойствие вернется вам уважением со стороны тех, кто критикует.
Когда негативная критика полезна?
Даже у негативной критики имеются две стороны – положительная и отрицательная. Конструктивная критика, пусть и с негативом, должна быть полезна фрилансеру и помогать ему, расти в профессиональном плане. Но как понять, что именно полезно?
- Конкретика – ценность негативной критики в абсолютной ясности и логичности. Критика вроде «некрасивый логотип» или «мне не нравятся шрифты в шапке» — это бесполезные высказывания, неспособные помочь чем-либо. Критика должна быть конкретной и объяснять, почему именно не нравится то или иное.
- Советы – без них критика также бесполезна. Быть конструктивной означает указывать на вещи, которые можно изменить. Критика должна содержать конкретные советы по улучшению.
В заключение
Фриаланс не может быть целостным без критики. Вы можете считать свои работы шедеврами, но, как правило – это ложное мнение. Человек может получить настолько глубокие и яркие эмоции от самого рабочего процесса, что они просто вытеснят любое здравомыслие. Именно по этой причине необходимо показывать другим свои работы, чтобы получить стороннее мнение. И пусть ваша иллюзия идеального проекта разобьется об острые камни конструктивной критики. Не бойтесь этого. Только так вы сможете научиться создавать реально крутые проекты, которые если и будут подвергаться критике, то только из зависти к вашему таланту и мастерству.
Всем успешной работы и творчества!