Вы заключаете контракт, начиная очередной проект? Если нет, то вам следует об этом позаботиться. Работа без контракта — это приглашение воспользоваться собой.
Контракт помогает упорядочить вашу работу в соответствии с графиком, а также закрепить на бумаге все то, что было согласовано между вами и клиентом. Но что еще более важно, контракт избавит вас от двойной работы и головную боли.
Содержание статьи
Боязнь контрактов
Мы все знаем о важности контрактов, но мы просто запуганы ими! Если вы не являетесь человеком юридически подкованным, это нормально бояться составления подобного документа. Но вот в чем дело: использование простого языка — лучший способ избежать путаницы. Вам не нужен адвокат, чтобы составить контракт. Вам просто нужно знать, что работает в вашем случае.
Поэтому возьмите бумагу и карандаш (или откройте документ Word) и начните составлять свой первый контракт. Не пропустите ни одного из ниже приведенных пунктов, потому что вы действительно не должны работать без них.
1. Цены / Тарифы
Самая важная вещь для обеспечения развития ваших услуг — прояснить ваши тарифы. Закрепите их на бумаге на начальных этапах проекта. Вы берете оплату по часам или за весь проект? Убедитесь, что ваш клиент согласен с тем, как вы взимаете плату, чтобы он не оспаривал и не задерживал платеж в будущем.
Если вы берете оплату по часам, включите пункт о минимальном и максимальном рабочем времени. «Проект Red займет не меньше X часов и не более Y». В данном случае, X — для вашей безопасности: вам заплатят за эти часы, даже если вы закончите раньше. Y — для безопасности вашего клиента. Ему не придется платить больше данной суммы независимо от того, сколько времени вам потребуется, чтобы закончить работу.
2. Единый контакт
О боже! Этот пункт является спасением. Если вы когда-либо работали с клиентом, который имел двух или более человек, предоставляющих вам обратную связь и запрашивающих изменения, вы поймете, насколько это необходимо.
Включая пункт «единый контакт», вы ограничиваетесь общением с одним человеком. Все отзывы и пожелания по пересмотру должны проходить через одного человека — независимо от того, является ли ваш клиент индивидуальным предпринимателем или менеджером в крупной фирме.
Чем больше команда, которая имеет с вами дело, тем больше внутренних конфликтов им приходится сглаживать. Наличие единственного контакта избавит вас от путаницы и двойной работы. Вам не нужно тратить время и энергию, пытаясь удовлетворить три точки соприкосновения (например, людей, обладающих полномочиями для внесения изменений) с различными идеями о том, что им нужно.
3. Оплата / Выставление счетов
Укажите график оплаты в вашем контракте. Вы хотите, чтобы половина сумму была внесена перед началом работы, а вторая после сдачи проекта? Или с тремя взносами по 40-40-20? Некоторые фрилансеры предпочитают 50-25-25. У каждого есть причина для своих предпочтений. Лично я предпочитаю, чтобы мне платили в три этапа в случае более крупных проектов. Обычно 40% авансом, 40%, когда я отправляю первый черновик и последние 20%, когда я отправляю готовый текст.
То, как вам платят, также должно быть включено в контракт. Вы принимаете оплату через электронный кошелек или на банковский счет? Как долго вы готовы ждать, пока клиент произведет оплату? Некоторые организации производят платежи через некоторое время после получения счета. Убедитесь, что вы сгладили все эти углы, прежде чем начать работу.
4. Правки и изменения
У всех нас был клиент или проект, когда мы просто не могли получить в результате то, что они хотят, по разным причинам. Может случиться так, что клиент запутался или он непостоянен, или перфекционист — тот, кто никогда не может быть удовлетворен, независимо от того, сколько изменений вы сделаете.
Худший вариант — это тот, кто меняет весь фокус или направление проекта в середине графика. Вся предыдущая работа, вложенная в проект, может оказаться бесполезной, и вы начнете с нуля, но без установленного срока.
Вместо того чтобы тратить кучу времени на пересмотры, переписывание, перепроектирование, перекодирование и т. д., отметьте этот пункт в вашем контракте, чтобы сделать данную процедуру безболезненной. Предложите количество бесплатных изменений, а затем взимайте плату за все, что клиент хочет сделать. Это, по крайней мере, уменьшит склонность клиента вносить изменения по своему усмотрению, и он начнет запрашивать только те, которые являются действительно необходимыми. Большинство фрилансеров предлагают два бесплатных изменения, максимум три, в зависимости от характера работы, которую они выполняют.
Иногда по независящим от нас причинам проект отменяется после того, как вы начали над ним работать. Для фрилансеров без контракта это может означать, что им не заплатят за работу, которую они уже сделали, до уведомления об аннулировании.
Плата за отмену проекта избавляет вас от того, чтобы вы оказались в невыгодном положении в том случае, если проект будет остановлен. Это гарантирует, что вам заплатили за ту часть работы, которая уже проделана до сих пор, так как вы потратили на нее свое время и усилия, при этом и то, и другое можно было бы потратить на другие проекты, которые у вас могут быть в процессе.
Разные фрилансеры взимают различную плату за отмену. У некоторых есть тщательно продуманный поэтапный график оплаты. Другие взимают фиксированную сумму в размере 50%, а некоторые — до 25%. Это зависит от того, что вам кажется справедливым — суть в том, чтобы предоставить своего рода компенсацию за работу, которая была проделана, но не будет использоваться.
6. Авторские права
В зависимости от того, какой вид работы вы выполняете, доступны разные варианты авторского права. У внештатных авторов есть большинство вариантов авторского права, таких как права на первую публикацию, права на печать, электронные права и т.д.
Авторские права на вашу работу являются обязательными, если вы хотите избежать исчезновения клиента, не заплатившего за вашу работу, или решившего использовать ее без разрешения. С другой стороны, это также форма защиты вашего клиента. Если он произвел полную оплату, он уже купил авторские права у вас, следовательно, они знает и должен ожидать, что не найдет выполненную работу где-либо еще.
7. Расползание границ проекта
Расползание границ проекта — это именно то, как оно звучит. Это относится к тому противному маленькому негоднику, который поначалу кажется невинным, но быстро превращается в монстра. Представьте себе клиента, который платит вовремя и ценит вашу работу. Это идеальный клиент, верно?
Однако через некоторое время он начнет говорить что-то вроде: «Эй, мы посмотрели на уже проделанную работу и поняли, что будет еще более круто, если к проекту добавить Х. Вы можете это сделать?». Вы говорите: «Конечно, это не займет много времени, я просто быстро добавлю это». Вот так все и начинается.
В течение проекта такие ситуации станут повторяться, и со временем вы поймете, что выполняете больше работы, чем было оговорено в самом начале, и вам не заплатят за это!
Пункт о расползании границ проекта — ваша защита от подобного. Оставьте за собой право корректировать темпы проекта, если объем работы, которую вы должны сделать, значительно увеличился. Таким образом, клиент будет знать, что он обязан доплатить за любые дополнительные требования.
8. Сроки
Ни один фрилансер не подписывает проект без указания крайнего срока. Сроки необходимы. Часто фрилансеры могут устанавливать свои собственные сроки, а в других случаях работа зависит от времени, поэтому клиент устанавливает свой дедлайн. В любом случае, оформление сроков в письменном виде является мерой безопасности как для вас, так и для вашего клиента.
Для клиента это предотвращение задержки завершения проекта фрилансером. Для фрилансера данный пункт позволяет изменить крайний срок в случае, если клиент не предоставит своевременно необходимую обратную связь или информацию.
Наличие крайнего срока также позволит вам распланировать свою будущую работу еще до того, как вы начнете работать над проектом. Это гарантирует, что вы не будете разрываться между двумя проектами, которые должны выполняться одновременно, и в то же время сможете сохранить график работы, что обеспечит вашему доходу определенную стабильность
Заключение
Теперь, когда вы знаете, какие пункты необходимо включить, вам не понадобится много времени, чтобы составить простой контракт. Вопреки тому, что вы думаете, этот контракт не должен выглядеть как юридический документ. Фактически, вы можете собрать все электронные письма, которыми вы обменивались с клиентом, переносить результаты ваших обсуждений в документ, дорабатывать все детали и компилировать их.
И вы, и ваш клиент должны подтвердить, что вы прочитали и согласились с содержанием договора, подписать его, и у каждого из вас должна быть копия для дальнейшего использования.
Всем успешной работы и творчества!
Источник