Сегодня в Лондоне открывается выставка Ai Weiwei: Making Sense — первая экспозиция всемирно известного китайского художника с фокусом на дизайн. В работе над проектом активно участвовал сам Вэйвэй: сквозь призму знаковых и новых объектов он исследует контраст между прошлым и настоящим; ручным трудом и машинным производством; созерцанием и разрушением. Команда Музея дизайна дополняет: выставку можно сравнить с рефлексией об общепринятых ценностях и о том, как они меняются с ходом времени.
Искусство для Ай Вэйвэя — это прежде всего инструмент самовыражения и воплощения своих взглядов на острые социальные вопросы. Художник и активист родился в 1957 году в Пекине. В его творческой практике нашло отражение как богатое культурное наследие Китая, так и модернистские арт-течения. Работая на стыке скульптуры, инсталляции, фотографии, дизайна, архитектуры и видеоискусства, Вэйвэй создает свой узнаваемый провокативный мир.
Не менее значимую роль в работе художника занимает коллекционирование. В 1990-х годах он начал собирать древние китайские артефакты, что стало отправной точкой в его экспериментах с материалами. Ай Вэйвэй рассматривает материальную культуру родной страны как главный фактор для понимания ее ландшафта идей, эстетики и ремесла.
Содержание статьи
О выставке
Тяга художника к созданию визуального напряжения между прошлым и настоящим воплотилась и в концепции новой выставки. Так, экспозиция отражает приверженность автора к объединению объектов традиционного китайского мастерства с темами и мотивами, близкими современному зрителю. Один из главных аспектов, который автор анализирует при помощи этого диалога эпох, — ценность вещей. Художник играет с тем, как в разных культурах интерпретируется понятие подлинности изделий и какие факторы на это влияют.
Во время работы над выставкой мне пришлось переосмыслить, как мы используем пространство музея: во многом благодаря этому экспозиция предлагает объяснение сущности дизайна, его взаимосвязи с нашим прошлым и настоящим.
Экспозиция в Музее дизайна. Фото: Ed Reeve
Работы
Экспозиция объединила как уже известные работы китайского художника, так и совсем свежие произведения — нигде не показанные ранее и созданные специально для выставки.
Untitled (Porcelain Balls)
Фото: Ed Reeve
Масштабная работа, состоящая из более чем 200 000 сделанных вручную пушечных ядер, — вариация исследования материальности как неотъемлемой части культуры. Идеально гладкие сферы изготовлены из фарфора в период между правлениями династий Тан и Сун. Наряду с другими работами, созданными на основе древних артефактов, произведение формирует серию сайт-специфик инсталляций.
Marble Takeout Box
Фото: Ai Weiwei Studio
Работа Marble Takeout Box — это преобразование повседневных предметов, которые служат исключительно для удобства жизни человека, в действительно значимые вещи. Одноразовый контейнер в руках художника превращается в арт-объект из мрамора, что заставляет зрителя по-новому взглянуть на его ценность.
Provisional Landscapes
Снимок из цикла Provisional Landscapes. Фото: Ai Weiwei Studio
Помимо арт- и дизайн-объектов, частью выставки стала серия фотографий, которые запечатлевают масштабный редевелопмент китайских городов в 2000-х годах. Снимки раскрывают критическую позицию художника и его деятельность как активиста: Ай Вэйвэй документирует многочисленные пустынные места, которые затронула проведенная правительством урбанизация.
Water Lilies #1
Фото: © Ela Bialkowska / OKNO studio / Design Museum
Неожиданный материал, с которым работает Ай Вэйвэй, — детали конструктора Lego. На выставке представлена целая серия сделанных из них работ: например, Untitled (LEGO Incident) из тысячи элементов, которые художнику подарила публика. Инсталляция расположена рядом с новым произведением Water Lilies #1 — игривой интерпретацией одноименной работы Клода Моне. Масштабная картина стала самой большой работой, когда-либо созданной из конструктора.
Ай Вэйвэй с работой Still Life. Фото: Ai Weiwei Studio
В одном из интервью художник признается: его главная задача и стремление в рамках проекта — оставить собственный след в истории. По мнению Вэйвэя, сегодня человечество как никогда раньше стоит на пороге глобальных кризисов. Такая нестабильность напрямую влияет на наше восприятие самих себя, жизни и гармоничного взаимодействия с окружающими. «Мы еще никогда не находились в настолько сильном замешательстве. Сейчас каждому из нас особенно важно осознать главную ценность из всех возможных— свою собственную».
Выставка Ai Weiwei: Making Sense открыта с 7 апреля по 30 июля 2023 года.
Фото на обложке: Ai Weiwei Studio.
Материал с сайта: https://design-mate.ru