На фоне других мировых недель дизайна Стокгольмская славится более камерной обстановкой и, конечно, внушительной подборкой скандинавских брендов. Архитектор и основатель бюро ARCHPOINT Валерий Лизунов побывал на февральской выставке в столице Швеции, откуда привез немало открытий — свои впечатления, фавориты среди новинок и подмеченные тренды он изложил в дневниках специально для Design Mate.
Содержание статьи
Валерий Лизуновархитектор, основатель бюро ARCHPOINT
На этот раз одно из центральных событий в сфере интерьерного дизайна оказалось не таким масштабным, как в прошлые годы. Порядка 150 европейских фабрик (обычно там выставляются голландцы, французы, итальянцы и другие) по разным причинам не приехали, поэтому 80% стендов были шведскими. Это дало дополнительный стимул с головой погрузиться в изучение современной скандинавской философии предметного дизайна.
Стокгольмская неделя дизайна — это всегда очень спокойная, деловая атмосфера. Люди приезжают сюда не тусоваться, как в Милан или Париж, а работать: показывать свой взгляд на мировые тренды и связанные с ними новые идеи. Камерный формат выставки этого года и отсутствие многих премиальных брендов еще больше подчеркнули этот сдержанный характер. В котором, однако, было спрятано много неожиданного.
Например, сохраняя приверженность лаконичной форме, шведы начали использовать в своей мебели дорогие отделочные материалы. Удивительно, как элементы из бархата, кожи, латуни и меди, воплощающие итальянский шик, гармонично сочетаются со скандинавским минимализмом и добротностью.
В этом году многие фабрики в большинстве своем представляли не концептуально обставленные пространства: часто на стендах было всего по несколько предметов, не всегда даже удавалось сразу опознать, какому бренду они принадлежат. Но это не мешало улавливать общие направления, по которым движется передовая скандинавская дизайнерская мысль.
Сохраняя сдержанность в форме и приверженность природным материалам, шведы начали обращать внимание на дорогую отделку, как бы дрейфуя в сторону итальянской эстетики.
Основные тенденции
Первое, что обращает на себя внимание, — это замысловатая цветовая палитра, оттеняющая лаконичность дизайна предметов мебели. Синие стулья на желтом полу, ярко-красный диван на фоне пастельной зеленой стены, коралловые или кирпичные оттенки: все это смотрится смело, ярко и неожиданно.
Даже самые сложные цвета и их необычные сочетания не кажутся аляпистыми или безвкусными. Скорее, это проявление эмоции, внезапно проглядывающей через пресловутый скандинавский минимализм.
Безусловное открытие этого года — использование в дизайне помещений гладких ковровых покрытий. Ими были оформлены многие стенды: их приклеивают и вешают на стены, комбинируют, врезают один в другой. Издалека это выглядит как штукатурка или декоративное панно. Я обратил внимание, что подобную отделку использовали не только фабрики, которые занимаются коврами, но и мебельные производства.
Лаконичность и натуральность
Несмотря на явное тяготение к итальянской роскоши, которую можно увидеть в деталях, скандинавы по-прежнему верны себе: лаконичный, выдержанный дизайн с элементами примитивно-детского стиля, который мы привыкли видеть в IKEA. При этом каждый предмет — это воплощение индивидуальности. Как и всегда, очень много дерева и других натуральных материалов: отличительная особенность шведского интерьера, находящегося в гармонии с природой.
Хендмейд в деталях
Обращает на себя внимание акцент, сделанный на украшающих любой интерьер арт-объектах и аксессуарах, как бы выполненных своими руками: самодельные панно и картины, вазочки с букетами сухоцветов, плетеные шары и прочие предметы, призванные подчеркнуть душевность и «домашность».
Внимание на цвет и свет
Световые решения играют почти такую же решающую роль, как использование неожиданной цветовой гаммы в интерьере. Но если сложные и яркие оттенки будоражат воображение и заставляют внимательно рассматривать каждую деталь, то световые пятна как будто поддерживают и расставляют акценты, при этом не отвлекая на себя внимание.
Экологичность
Тема номер один для скандинавов — забота об экологии и осознанное потребление. Этим чаще отличаются молодые прогрессивные дизайнеры. Ресайклинг принимает неожиданные формы: старый принтер превращается в кресло (правда, скорее, в арт-объект, чем в функциональную вещь), прессованный картон становится диваном, вышедшие из употребления веревки сплетаются в мебельную ткань, а из бумаги вполне можно сотворить необычные сетчатые шторы.
3D-печать
Эта технология уже завоевала массу поклонников, но на выставке в Стокгольме изобретение заиграло новыми красками. Кресла, столы, стулья и кровати, напечатанные на принтере, сложно отличить от настоящих, особенно когда они стоят рядом со своими прототипами. Возможно, это намек на неумолимо подступающую 3D-революцию в дизайне.
3 запоминающихся предмета
Эргономичная офисная мебель Offecct
Офисные стулья, похожие на спортивные тренажеры, столы с регулировкой высоты, корректирующие осанку. Основная идея в том, чтобы проводить время в офисе было полезно для здоровья. Спина не устает, ноги не затекают — сотрудник может быть более продуктивен и принести больше пользы компании, если о нем позаботиться.
Барные стулья ReUnited, Satelliet Originals
Обращает на себя внимание сочетание велюровой обивки, удобной спинки и уютного мягкого сиденья с декором из бамбуковой бахромы. Очень органично и оригинально смотрятся в одном предмете кирпичный цвет сиденья и спинки и медный оттенок основания.
Деревянный торшер
Незамысловатая и в то же время весьма оригинальная конструкция — словно квинтэссенция скандинавского минимализма и отношения к жизни. Деревянное гнутое основание, внутри которого проходит провод, заканчивающийся самой обычной «лампочкой Ильича». Простота и функциональность, транслирующая мысль о том, что каждый волен быть самим собой и жить так, как считает нужным.
Отдельно обставленных интерьеров на этот раз было не очень много — возможно, именно поэтому те, что присутствовали, старались максимально обратить на себя внимание.
Особенно запомнилась инсталляция из авторских предметов и диванов Moroso, которая расположилась на входе. Кроме того, выигрышно смотрелся проект с участием шведского дизайнера Кристин Ингридсдоттер, которая создала на своем стенде настоящий работающий бар — можно было зайти, посидеть за столиком, послушать музыку и заказать напиток.
Фотографии предоставлены Валерием Лизуновым.На обложке: инсталляция Йонаса Болина и Кристин Ингридсдоттер Underbar на Стокгольмской неделе дизайна. Фото: Dezeen.
Материал с сайта: https://design-mate.ru