Или как легче продуктовому дизайнеру адаптироваться на новом месте работы
Всем привет! Если мы не знакомы, я — Никита, дизайн-лид из Kaspersky. В прошлой статье я рассуждал о софт-скилах дизайнера и о важности отразить их в резюме.
Давайте теперь представим, что после составления убедительного резюме и успешного собеседования вы получили оффер в компанию мечты. Что делать дальше?
В этой статье хочу обсудить с вами onboarding дизайнера в крупную компанию. А ещё как сделать первые месяцы работы максимально комфортными, как не падать духом и пройти испытательный срок без стресса.
Оставим за кадром технические моменты (получение пропуска и новенького макбука, настройку доступов к Figma) и сосредоточимся на более важных вещах: построении отношений с командой и погружении в продукт.
Когда вы приходите на работу, за вами закрепляют руководителя, дизайн-лида или hr-менеджера — в разных компаниях по-разному. Воспринимайте этого человека как свою путеводную звезду. На старте он ваш единственный источник информации. Назначьте личную встречу, на которой куратор расскажет вам о компании, о процессах в команде, продуктах — это основополагающие вещи, они будут окружать вас на протяжении всей работы.
Важно понять свою профессиональную роль в разветвлённой и запутанной иерархии корпорации. Разберитесь, к какому департаменту, отделу, стриму вы относитесь, сколько в компании команд, как они сегментированы внутри, кто лидирует в каждой из команд. Изучите, какой продукт важнее для бизнеса, какая миссия и стратегия у компании.
Когда я пришёл в Kaspersky, казалось, все сотрудники говорят на непонятном языке. Вокруг пугающие слова и аббревиатуры: DRO, IOT, KADS, KISG 1000, PIN-тесты, кибериммунность. Лучше конспектировать основные моменты, чтобы не держать в голове множество фамилий и терминов и ничего не забыть после встречи.
Если вы пришли в новую сферу, нужно активно учиться. У коллег больше опыта работы в этой компании, они понимают специфику продукта, и вам как минимум нужно быть с ними наравне. Чтобы быстро расширить базу знаний, задавайте вопросы. Ответы опытных коллег помогут заполнить пробелы.
Не бойтесь показаться глупым: у вас есть «иммунитет новичка». Если опасаетесь что-нибудь упустить, составьте список вопросов заранее. Когда что-то не нравится, открыто говорите об этом, спрашивайте, как можно это изменить. Помните: вы с компанией на равных — не только она нанимает вас, но и вы выбираете её.
Не задавайте вопросов по мелочам, если столкнулись с проблемой: сначала попытайтесь решить вопрос самостоятельно. Если убедились, что это невозможно, тогда идите к руководителю.
Синхронизируйте ожидания
Обсудите с вашим руководителем ожидания друг от друга на период испытательного срока. Зафиксируйте рабочие цели, которые послужат для вас ориентиром, чтобы двигаться дальше. На еженедельных синках 1:1 обсуждайте цели, уточняйте, всё ли вы делаете правильно, просите фидбэк.
В нашей команде есть краткосрочные цели на неделю, месяц и три. Они помогают новичкам встать на рельсы и выбрать правильную траекторию для старта. Цели не связаны с конкретными продуктовыми метриками или количеством сделанных макетов. В них интегрированы процессы, которые позволяют понять механизм взаимодействия дизайнера с командой и погрузиться в продукт. Например, дизайнер должен провести аудит текущего продукта и предложить изменения, которые, по его мнению, улучшат пользовательские сценарии и положительно повлияют на метрики.
Будьте готовы, что первое время у вас будут простые рабочие задачи, благодаря которым вы погрузитесь в продукт. Но этот режим не будет вечным, и требования к вам вырастут. В этот момент важно не расслабиться, а наоборот, проявить себя и показать свой опыт и возможности.
Когда разберётесь, куда вы попали и чем будете заниматься, нужно показать себя как специалиста. Это особый момент: вы должны произвести хорошее впечатление и осуществить первый рабочий контакт с командой. Подготовьте короткую презентацию о себе. В ней опишите свой бэкграунд: откуда вы пришли, что крутого сделали на предыдущей работе. Расскажите, каким проектом будете заниматься в компании и что планируете делать в ближайшее время.
Обозначьте себя как специалиста, который будет отвечать за конкретное направление, объясните, что в будущем все вопросы по этому продукту можно адресовать вам. Дайте понять коллегам, что вы открыты для рабочей коммуникации. Презентацию можете провести на общей встрече команды. Если такие встречи не проводятся, организуйте отдельную, куда пригласите всех коллег, кто будет с вами работать над одним проектом.
Обращайте внимание на общение коллег внутри команды: на чём делают акцент, когда презентуют решение, на что больше реагируют окружающие. Вы сможете выяснить, что важно для команды сейчас.
Когда разберётесь, как устроены процессы, узнайте, чем живёт команда. Здесь подойдёт более неформальное общение с коллегами — в курилке или на обеде. Так вы поймёте общий «культурный код».
Если вы пришли в новую компанию совсем из другой сферы и обладаете полярным бэкграундом, у вас есть шанс посмотреть на ситуацию свежим взглядом и привнести что-то кардинально новое. Не бойтесь предлагать идеи по улучшению процессов или изменению продукта: любая деталь из вашего предыдущего опыта может быть ценной для новых коллег, у которых нет возможности посмотреть на ситуацию извне. Важно не упустить этот момент, пока ваше видение не замылилось.
В Kaspersky каждый новый дизайнер привносит в команду новые фичи. Например, это подход к принципам построения цветовой палитры дизайн-системы с учётом инклюзивности или процесс синхронизации дизайн-решений между департаментами. Я, когда присоединился к команде, драйвил продуктовые исследования, в которых должны участвовать не только UX-ресёрчеры, но и дизайнеры, и менеджеры продукта. Сейчас все исследования проходят в таком составе, более того, продуктовые менеджеры сами «топят» за исследования.
Всю свою карьеру я особенно активно прокачивал скилы, именно когда устраивался в новую компанию. Новое место работы — стресс. А в стрессе лучше, чем в обычном состоянии, усваивается информация. Когда оказываешься в новой среде и получаешь задачи, которых раньше не выполнял, начинаешь жадно поглощать новую информацию, чтобы справиться. В этот момент происходит максимальная прокачка навыков. Это неизбежно: наш мозг так устроен. Поэтому не упустите момент.
Чтобы разрабатывать продуманные интерфейсы и проектировать сценарии продукта, ознакомиться с макетами в Figma недостаточно. Погрузитесь в продукт с головой, начните с бизнеса задач и ответьте на фундаментальные вопросы:
- Какова ценность вашего продукта для пользователей?
- В чём выгода для бизнеса?
- На каких рынках вы работаете и почему?
- Кто ваши пользователи, на какие сегменты они делятся?
Когда ответите на эти вопросы, поставьте себя на место пользователя вашего продукта и пройдите сценарии самостоятельно.
Например, если вы продуктовый дизайнер в интернет-магазине, закажите что-нибудь в этом магазине и при этом обратите внимание на весь процесс — от выбора товара до действий курьера, который доставил товар. Если работаете в B2B-сегменте и у вас нет возможность самостоятельно сделать реалити-чек продукта, найдите тех, кто продуктом пользуется. Поговорите с ними, изучите их паттерны поведения и причины использования продукта. Конечно, о многом вам расскажут продукт-менеджер и другие члены команды, но никто не поделится уникальным пользовательским опытом. Изучите не только свой продукт, но и конкурентные, проанализируйте рынок. Какие преимущества у вашего продукта, чем лучше конкуренты? Какие дизайн-решения они применяют, как общаются с пользователем? Сравните функции конкурентного продукта и вашего, выпишите достоинства и недостатки.
Это погружение и собственный опыт использования помогут вам комфортнее начать работу — проектировать новые сценарии или улучшать имеющиеся.
Получив первую задачу, не бросайтесь её выполнять сломя голову. Часть успеха зависит от правильной постановки задачи и от того, насколько хорошо вы её поняли. Уточните все детали: критерии выполнения, дедлайн. Поспрашивайте у коллег, возможно, кто-то из них работал над подобными решениями, проанализируйте их. Начинайте с чистого листа в прямом смысле: прежде чем прыгать в Figma и двигать компоненты, возьмите лист и попробуйте спроектировать решение на бумаге. Можно просто выписать ключевые мысли — это поможет вам сфокусироваться на проблеме и перейти к её решению.
Если зашли в тупик и задача вам кажется слишком объёмной, декомпозируйте её, разделите на части и решайте их последовательно. Например, если ваша задача — проработать интерфейс целого приложения, разделите его на сценарии, сценарии — на экраны, экраны — на смысловые области, и выполняйте всё последовательно.
Провести UX-исследования — такая задача звучит масштабно. Раздробите её на шесть составляющих:
1. Сформировать список гипотез, которые хотите проверить в продукте.
2. Спроектировать интерактивный прототип.
3. Подготовить описание целевой аудитории продукта и запросить рекрутинг респондентов.
4. Составить программу исследований и подготовить скрипт для интервью.
5. Провести интервью.
6. Проанализировать результаты и сформировать скоуп правок в продукт.
Так большая задача превратилась в шесть маленьких и уже выглядит выполнимо. А главное, понятен алгоритм действий. Вы можете разбить эти шесть задач ещё на множество и шаг за шагом двигаться к цели. Определив сроки каждой задачи, вы сохраните темпы работы, даже если начальный энтузиазм пойдёт на убыль.
После выполнения задачи продумайте, как вы её будете презентовать команде или руководителю (просто сменить статус на resolved — не прокатит). В случае с макетами подготовьте презентацию или прототип, где опишите все этапы работы и аргументы, на которых основано ваше решение. Если задача глобальнее, организуйте встречу и презентуйте решение.
Я поговорил с дизайнерами из своей команды, которые недавно прошли испытательный срок. Они поделились ощущениями от первых месяцев работы в компании.
Вера, продуктовый дизайнер, четыре месяца в Kaspersky
Я пришла в Kaspersky из маленькой компании в 30 человек, поэтому переход сопровождался страхами и предположениями.
Главный страх был по поводу сложности задач. Я пришла на продукты для бизнеса: занимаюсь интерфейсами, с которыми работают инженеры. Когда увидела продукт, над которым предстоит работать, и поговорила с командой, голова переполнилась информацией. Я переживала, что не сталкивалась с техническими интерфейсами и поэтому будет сложно предлагать хорошие решения. Помогло то, что я разбила большую задачу на составляющие и фокусировалась на них. После небольших шагов выстроилась общая картина и появилось понимание, как действовать. Это меня вдохновило: теперь новые задачи вызывают интерес, я понимаю, что со временем разберусь.
В первые дни было сложно познакомиться со всеми коллегами — в Kaspersky много команд и продуктов. Было сложно запомнить, кто чем занимается и к кому обращаться. Помогли принятые в команде офлайн-дни. В такие дни мы собираемся в офисе, а после работы идём в бар. В неформальной обстановке проще адаптироваться и лучше узнать коллег. Ещё у нас есть еженедельные онлайн-встречи. На них мы делимся опытом и классными решениями. Кто-нибудь делает доклад о своём решении, и я понимаю, чем мне может помочь этот опыт.
Время адаптации было волнительным, но интересным. Настроенные процессы в компании и команде помогли быстро влиться в работу.
Максим, дизайнер дизайн-системы, шесть месяцев в Kaspersky
Основное опасение — компания даст заднюю, когда я уже перееду в Москву. Но я понимал, что это маловероятно.
Самым сложным было разобраться со всеми корпоративными приложениями: отправлять почту, назначать встречи, организовывать созвоны. Ещё было сложно понять устройство компании. Но после встреч с руководителем и рекомендаций команды во всём быстро разобрался.
Было сложно работать из-за того, что в большом продукте поначалу не понимаешь его устройство: кто чем занимается, кто за что отвечает, какие проекты на какой стадии находятся. Не видно общей картины. Но со временем пробелы постепенно закрываются, и становится гораздо проще.
Вот to-do лист, чтобы чувствовать себя уверенно, быть максимально эффективным во время испытательного срока и быстро адаптироваться на новой работе.
— Найдите своего проводника и задавайте вопросы обо всём, что вам непонятно, разложите всю информацию по полочкам и ориентируйтесь на неё.
— С первых дней зарекомендуйте себя как специалиста перед всеми, с кем будете работать. Продемонстрируйте свой опыт и уверенность на первой встрече с командой. Будьте открыты к общению.
— Не упускайте возможность привнести что-то новое в команду — ведь у вас свежий взгляд на ситуацию. Непрерывно учитесь и перенимайте опыт у коллег.
— Максимально погрузитесь в продукт, протестируйте его на себе. Проведите реалити-чек.
— Если задача кажется огромной, раздробите её на маленькие и составьте план по их выполнению.
Здесь можете прочитать историю о том, как прокачать резюме дизайнера и получить работу мечты.
Отдельное спасибо Инне Кашиной за классные иллюстрации
Спасибо, что прочитали! Если статья вам понравилась — поддержите аплодисментами 👏.
Можем, лично поговорить с вами на эту тему:
Telegram | Facebook | Instagram