Сложности творческих проектов часто создают проблемы доступа для тех, кто изо всех сил пытается читать — как дизайнеры могут совместить творчество с доступностью?
«Это похоже на оптическую иллюзию, когда вы начинаете сомневаться в собственном мозгу», — говорит Кристиан Бур.
Графическому дизайнеру Буру в детстве диагностировали дислексию. Он объясняет, почему школа, а затем и университет стали практически невыполнимой задачей. «Я мог часами рассматривать одни и те же две страницы — и когда я действительно читал, это было неправильно», — говорит он.
Когда пришло время разработать заключительный проект в университете, вдохновленный его борьбой, Бур разработал прототипную версию Dyslexie — шрифта, предназначенного для людей с дислексией и призванного облегчить чтение.
Содержание статьи
«Я никогда не стремился создать что-то красивое»
За годы, прошедшие со времени своего последнего проекта, Бур работал над оттачиванием дислексии и расширением ее использования и возможностей. Теперь у него есть команда, и они вместе работают над такими вещами, как разработка расширений Google Chrome, плагинов WordPress и Dyslexie Office, который стремится стать «полностью заменяемой» программной альтернативой Google Docs или Microsoft Office.
В то время как представители дислексического сообщества в значительной степени приветствовали и восприняли шрифт Бура за годы, прошедшие с момента его появления, Боер говорит, что прием не всегда был теплым. Он с улыбкой вспоминает недоброжелателей Дислекси. «Во время моего последнего проекта у меня были учителя, а затем несколько учителей, которые говорили, что шрифт нарушает слишком много правил и выглядит беспорядочно», — говорит он.
«Я всегда напоминал тем, кто называет Дислексию уродливой, что я никогда не стремился создать что-то красивое — я хотел создать что-то удобочитаемое для меня и других, подобных мне», — продолжает Бур. «Я не пытаюсь делать из него красивые открытки».
«Я использовал свою борьбу, чтобы помочь себе творить»
Тем не менее, в буквенных формах, составляющих алфавит дислексии, есть определенная интрига. В гарнитуре используется сочетание более толстых базовых линий, букв различной формы и более длинных восходящих элементов. По словам Бура, все эти элементы облегчают чтение дислектикам.
Процесс разработки шрифта был довольно катарсическим, говорит Боер. «Я использовал свои усилия, чтобы помочь мне создать это, и это был действительно один из первых случаев, когда я действительно визуализировал то, что происходило со мной, когда я пытался читать», — объясняет он.
Бур ссылается на такие проблемы, как зеркальное отображение, поворот и переворачивание — когда люди с дислексией читают, они часто обнаруживают, что буквы движутся таким образом, что делает слова и предложения почти невозможными для чтения. По его словам, различая разные формы букв, это помогает предотвратить перемещение букв.
Исследования, проведенные на протяжении многих лет различными университетами, показывают, что почти три четверти читающих с дислексией могут читать быстрее, когда используется шрифт, и что они делают меньше ошибок.
«Краткосрочный и целенаправленный подход»
Dyslexie — это шрифт, специально разработанный для людей с дислексией. Но, как показывает работа и исследования типографа Бруно Маага, шрифты не обязательно должны быть специально созданы, чтобы быть доступными, и дислексия — не единственное условие, с которым можно справиться.
В 2019 году Мааг основал The Readability Group вместе с директором по дизайну Дэвидом Бейли, веб-дизайнером Майклом Мэтьюзом и Гаретом Фордом Уильямсом, основателем группы BBC Digital Accessibility и группы исследования дизайна UX.
Группа была основана с миссией помогать компаниям ориентироваться в доступности. Мааг говорит, что на некоторые компании в США раз в два года предъявляют иски за то, что они не инвестируют в доступность своего бренда. В 2019 году Верховный суд вынес решение в пользу слепого, заявившего, что веб-сайт Domino недоступен для людей с ограниченными возможностями. Это был один из 2200 подобных исков, поданных в прошлом году. «Они часто включают выплаты, связанные с судебным процессом, в свои бюджеты, а не вносят изменения, чтобы стать более доступными», — объясняет он. «Это краткосрочный и целенаправленный подход».
Эмоционально-функционально-технический треугольник
«Группа читаемости призвана помочь предприятиям проверить свои типографские решения перед их полным внедрением», — говорит Мааг. Рекомендации группы основаны на данных. Ранее в этом году он провел онлайн-опрос, в результате которого было получено «около 400 000 точек данных» для проекта, говорит Мааг. «Это похоже на четырехмерную базу данных», — говорит он.
Некоторые шрифты работали лучше, чем другие, и даже некоторые из них обычно хвалили за их доступность, например Comic Sans и некоторые «шрифты для дислексии» хуже, чем ожидалось.
Плохой шрифт в опросе — не повод полностью его избегать, — говорит Мааг. Скорее, результаты опроса предлагают предложения или «толчок в правильном направлении». Во всех случаях он поощряет бренды и дизайнеров действительно оценивать свою аудиторию.
Все типографские решения, по его словам, находятся где-то в пределах эмоционально-технического-функционального треугольника. «Эмоционально относится к тому, как вы реагируете на что-либо, функциональное — это то, насколько хорошо вы это читаете, а техническое — это то, как это было создано для определенной цели», — объясняет Мааг. В зависимости от того, для кого вы разрабатываете, проект может быть ближе или дальше к одной точке, чем другие.
«В зависимости от вашего бренда, вы можете пожертвовать некоторыми функциями, например, чтобы обеспечить больше эмоций и, следовательно, индивидуальности», — говорит Мааг. «Но если вы хотите создать что-то более привлекательное, вам нужно рассмотреть весь треугольник в унисон».
«Мы все еще можем делать удивительные вещи, работая с существующим шрифтом»
Обращение к вашей аудитории — это еще один урок, который подчеркивает шрифтовой директор Monotype Фил Гарнхэм. Гарнем приводит в качестве примера работу Fontsmith с благотворительной организацией Mencap для людей с ограниченными возможностями обучения (Fontsmith была приобретена Monotype в начале 2020 года). «В этом проекте мы провели множество исследований, чтобы найти правильный типографский подход для аудитории Mencap, которая огромна», — говорит Гарнхэм
.
Это исследование потребовало анализа различных шрифтов, размеров, цветов и интервалов. Результатом стал FS Me, который, по словам литейщика, является «эталоном в дизайне доступных шрифтов». Но Гарнхем также подчеркивает, что создание бренда с использованием доступного шрифта не обязательно должно быть столь же масштабным мероприятием — и что такое мышление часто является препятствием для брендов, стремящихся к доступности.
Он приводит в пример недавнюю работу Monotype с благотворительной организацией Mind, занимающейся психическим здоровьем, в которой использовалась измененная версия FS Meridian. Вместе с командой DesignStudio, которая руководила ребрендингом, Monotype проанализировала формы букв и промежутки и внесла небольшие изменения, такие как сужение пропорций, расстояние между символами и увеличение восходящих элементов.
«Я думаю, что многие бренды думают, что им нужно вкладывать средства в индивидуальный шрифт, чтобы быть доступным, тогда как реальность такова, что мы можем делать удивительные вещи, работая с существующим шрифтом», — говорит он. Гарнхэм добавляет, что индивидуальные штрихи все еще можно добавить таким способом — для Mind команда создала набор нарисованных от руки знаков препинания, которые, по его словам, легче увидеть, а также добавить индивидуальности.
«Это баланс»
Гарнхэм говорит, что это один из многих моментов, которые могут оттолкнуть бренды от типографской доступности. Во-вторых, в Великобритании нет реального стандарта доступности. «Правительство просто рекомендует Arial с разрешением 12pt, но мы знаем, что это совсем не хорошо», — говорит он. Не помогает и расхождение в личном мнении.
«Как дизайнер, мы многое вкладываем в творческий процесс, и то, что читается для меня, не обязательно одинаково для всех», — объясняет Гарнхэм. «Когда дело доходит до брендинга, это баланс».
Мааг соглашается: «По-настоящему доступного шрифта не существует, но это не значит, что вы не можете работать над тем, чтобы ваш бренд был настолько читабельным, насколько это возможно».
«По своему опыту я обнаружил, что большинство людей не требуют, чтобы вы вносили изменения, чтобы сделать вещи доступными, они просто просят вас перестать создавать новые препятствия».