Стефания Стера всю жизнь посещала Сардинию. Родился в Риме, архитектор жил в Генуе, Венеции, Париже и Фор-де-Франс на Мартинике, но она всегда возвращается на суровый средиземноморский остров, где ее семье принадлежит гранитный карьер и дом. «Я очень привязана к своему сардинскому происхождению», — признается Стера, основавшая в 1992 году свою парижскую фирму Stera Architectures. В 1960-х годах, когда она была ребенком, она карабкалась по скалам и восхищалась бруталистским домом-бункером Чини Боери. пляж, и увидел, что северо-восток Сардинии превратился в шикарный курорт: Коста Смеральда, или Изумрудный берег. Десятилетия спустя Стера отдала дань уважения своему любимому пейзажу на трехуровневой вилле с семью спальнями в городе Порто-Черво.
Стера ранее спроектировала дом для клиентов в Париже и понимала их потребности, поэтому они в значительной степени дали ей полную свободу действий с землей площадью 60 акров. «Они хотели современный дизайн, вдохновленный архитектурой Коста Смеральда», — объясняет она. Начиная с начала 1960-х годов Ага Хан превратил этот 35-мильный участок нетронутой береговой линии в нечто вроде анти-Ривьеры; строгие правила планирования требовали, чтобы здания с низкой посадкой располагались в непосредственной близости от них. Архитекторы комплекса, в том числе Жак и Савен Куэлль, Мишель Бусири Вичи и Луиджи Виетти, использовали местные материалы и местные конструкции. Стера, выросший на стройках первых отелей, стремился создать «поэтическую связь» с видением Ага Хана.
Выступая в Тирренское море, скалистый участок возвышается над огромным гранитным валуном, который Стера сравнивает с небольшой горой. Он спускается к скалистому заливу и белому песчаному пляжу, а к северу растут дубы, мирты и мастичные деревья. В предыдущем доме не использовались его впечатляющая обстановка и вид на воду с трех сторон; Стера снесла его и удалила засыпку, но в остальном сохранила землю в максимально возможной степени. Для начала она построила две оси, определяющие план: одну параллельную морю, а другую перпендикулярную
ведущую к дороге. Анализируя местность, она создала геометрический план со структурами, встроенными в участок, чтобы наилучшим образом использовать природные особенности.
Дом и длинный внутренний дворик образуют букву «U» вокруг центрального свободного двора, главного входа. Четыре спальни занимают первый этаж L-образного объема, с главной спальней, выходящей на восток, и южной гостиной наверху. На северной стороне внутренний дворик соединяется с меньшим строением с еще двумя спальнями и квартирой смотрителя внизу; он также обеспечивает доступ к настилу крыши по цилиндрической бетонной лестнице. На цокольном этаже незаметно расположены большие служебные помещения. («Дом работает как небольшой отель», — отмечает Стера.) Извилистая садовая дорожка ведет к пляжу и летней кухне, камину и обеденным зонам.
«Задача заключалась в адаптации планировки к скалам и топографии участка», — говорит Стера. Ее решение основано на дизайне Куэлей, которые часто использовали пещерные формы в своих работах. На первом этаже она построила гроты, которые служат частными двориками и входами в две спальни. Хотя они кажутся высеченными в земле, на самом деле они сидят на ней, сделанные из валунов и бетона с землей наверху. Stera принесла дополнительные гранитные камни для использования по всему участку; они выстилают внешние коридоры, украшают сад и окружают бассейн, напоминающий уединенную купальню. С некоторых ракурсов это могло быть ленд-арт. Любимый вид архитектора — из кухни, где красная лепная арка обрамляет грубый камень, как скульптура Майкла Хейзера.
Несмотря на размер проекта — дом и террасы общей площадью 11 840 квадратных футов — он гармонирует с пейзажем. Stera установила зеленые крыши и покрыла бетонную конструкцию антрацитом, чтобы он соответствовал покрытому черным лишайником граниту. Керамическая плитка в стиле Azulejos
изготовленная местными мастерами, украшает внутренние дворики прибрежными оттенками синего и зеленого, которые также проявляются в лакированных пещерах. Внутри палитра материалов также подчеркивает контекст виллы, с полами из серого песчаника
или мрамором и деревянной мебелью на заказ. Стера спроектировал простые элементы, такие как глубокие шезлонги с бетонным основанием, скамейки из тика и каркасы кроватей из ясеня
чтобы вызвать кочевой образ жизни с урезанной эстетикой палатки.
«Дом является продолжением природы и сливается с ней», — говорит Стера. «Вы живете в пейзаже». В гостиной большие раздвижные стеклянные двери с двух сторон открываются, создавая прохладное внутреннее и внешнее пространство, а крутящиеся индийские мраморные полы переходят на террасу с бамбуковым навесом. Душевая кабина для главной спальни заправлена в изогнутую нишу на террасе. Благодаря множеству отверстий в каждой комнате помещения меняются в течение дня. Ближе к вечеру солнце освещает западную столовую, а утром его отражение в большом валуне согревает белые оштукатуренные стены. «Свет на камнях влияет на атмосферу в помещении», — объясняет Стера. «Все в непрерывности». В любой час в доме сияет Сардиния.
Команда проекта:
София Лос: местный архитектор. Филигхедду Costruzioni: Подрядчик. Aire: водопровод, отопление, электричество. Эллеби Ди Боттан Роберто, Пьер Супеляк: Металлоконструкции. Plantations Et Arrosage: Ландшафтный дизайн.
Источники продукции: Давиде Гроппи: Люстра (обеденная зона). Les Ateliers Lebon: Мебель на заказ. Intermarmi: Поставщик мрамора (ванная комната). На всем протяжении: Domus Soluzioni: Внешнее покрытие. Vitrocsa: Windows. Prolaques: лак. Artigianato Pasella: пол, патио плитка. Mogs: система стеклянных стен. Терранова: Изготовление стеклянных стен. Maître D’hache Dario Bravi: Wood Terraces.