На днях посмотрела я фильм “Колетт” с Кирой Найтли в главной роли. Кино о писательнице, которая изначально работала литературным рабом на своего мужа, создала мегауспешное произведение, которое вышло под его именем. Затем сумела стать известной писательницей сама. Занимательное в целом кинцо, и затронуло оно нечто в моей памяти, и в моих эмоциях…
Явление, когда вместо одного лица пишет другое, а первое выдает это за свою работу, не ново. Поговаривают, что многие писатели на самом деле не являются реальными авторами своих произведений. На них за копеечку горбатились другие, менее успешные и совсем неизвестные миру мастера…
Ничего не напоминает?
Сколько на современных сайтах и в соцсетях статей, отличных, хороших статей, которые вовсе не подписаны именем их автора? И мы автоматически считаем автором владельца сайта, хотя сам он может не написать ни строчки. Все это — дело пальцев и клавиатуры нанятого копирайтера, ФИО которого мы никогда не узнаем.
На самом деле сегодня литературное рабство (если можно это так назвать, потому что многие тексты сложно назвать “литературой”) процветает. Биржи, полная анонимность, плачевное финансовое состояние одних и занятость других — все это благодатная почва для такого явления. Слава Богу, не запирают на день в комнате, как в фильме, и на том спасибо (хотя прикольный способ борьбы с прокрастинацией и заваленными дедлайнами, правда).
Сколько коллег (еще молодых и неопытных, в основном) жалуются, что не могут показать статью в портфолио, потому что под ней, опубликованной на сайте клиента, стоит чужое имя.
Та что там, я и сама пишу для некоторых людей от их имени, вживаясь в их роль, характер, позицию. Пишу тексты для соцсетей и для сайтов. Мне хорошо за это платят, но да, показать эти тексты в портфолио я не смогу. Максимум, с разрешения клиента, смогу упомянуть, что работала с такой именитой личностью. И все. И то, надо думать, не поставит ли это под удар его/ее репутацию. Но если честно, мне нравится с этими людьми работать, все нюансы мы оговорили заранее, и я сама на это согласилась.
А вообще, одно из моих условий работы — это подписанные моим именем тексты. Потому что деньги деньгами, а это — репутация, портфолио, то, что принесет мне новых клиентов, и еще больше денег.
Свое имя нужно отстаивать, по возможности. Иначе так и быть ноунейм райтером, который не может ничем подтвердить свои умения и навыки. И придется писать тестовые до конца своих дней.
Доказать свое авторство вы не сможете. Никто не уберет свое имя из-под вашей успешной статьи, никто не признает, что это не его рук дело.
Хотя… Вспомнилось.
Был случай. Нашла новых клиентов, оговорили условия сотрудничества (мое имя под статьями — одно из обязательных). Написала статью. О том, как долго ее проверяли, как не оплачивали, как менялся дважды редактор, как меня отсылали туда-сюда, можно написать отдельную байку. Статью опубликовали, и что я вижу? Имя главреда под ней.
Вежливо напомнила оговоренные нами условия. Кинула скриншот переписки, где меня уверяли, что мое имя будет под статьей 100%. Сказали: “Ой, ошибочка вышла”, — и исправили. А если бы промолчала — так бы и подарила свою вымученную работу другому.
Так что, котятки, не будьте ghost-райтерами, литературными рабами. По возможности, даже немного уступив в цене, просите ставить под статьями ваше имя. Это несложно сделать владельцу сайта, и репутация его не пострадает. Наоборот, все увидят, что у него работает над контентом отдельный автор, это плюс к авторитету. А вам — плюс к портфолио и известности.