Если бы существовала красная книга для профессий, UI/UX дизайнера стоило бы туда внести. Не потому, что дизайнеры умирают от скуки пока двигают пиксели по экрану или ловят “ишаков” в макете. А потому, что это — единственный специалист в сфере IT, ставящий лайки на Dribbble, награды на Behance и результаты конкурсов превыше всего.
Не нужно ни хлеба, ни зрелищ — пустите дизайнера на Design Cup и он будет месяц питаться лайками и признанием.
Так ли прикольно участвовать в конкурсах или это пустая трата времени? На эту тему месяцами в нашей комнаде велись кровожадные споры между талантливым молодым дизайнером с громадной любовью к конкурсам — Сашей и молодым, но уже проженным инструментами Figma Илюхой.
Участие в дизайн-соревнованиях — нормальный этап “взросления” UI/UX специалиста.
Содержание статьи
Каждый дизайнер проходит следующие стадии:
- Без Behance и 2–3 interaction awards ты никто
- Не получил awwwards young jury — не дизайнил
- Мало лайков на Dribbble — пора уходить на пенсию
- Секрет успеха раскрыт: конкурсы
- Серьезный дизайн: работа за деньги, а не лайки
До пятой стадии добираться сложно и долго, но рано или поздно это произойдет. Вы поймете, что 99% шотов на Dribbble презентуют не работающие решения, а на лайки трудно купить продуктов. Станет сложно принять то, что о дизайн-конкурсах знают только такие же, как и вы, молодые и азартные. Разочарование наступит и придется начать делать реальный дизайн, а не концепты.
Но значит ли это, что нужно обходить десятой дорогой 4 первых стадии взросления дизайнера? Нет.
Чтобы усмирить свой соревновательный дух. Каждый пятый молодой дизайнер с первого лендоса уверен в свой гениальности. И ему хочется применять сотни красивых (частенько не работающих) решений, спорить и доказывать. Чтобы не спорить и не доказывать то, что доказывать не нужно, заказчику — лучше оставить это для конкурсов.
Чтобы потренироваться. Конкурсы хороши тем, что дизайнер должен придумать что-то крутое за ограниченное количество времени, находясь в спешке и под давлением амбиций. Это учит работать в сжатые сроки и напрягать извилины.
“Для меня конкурсы — отличный способ получить новые знакомства и проявить себя в решении нестандартных задач в стрессовых условиях, получить какие-то навыки, которые в последствии можно применить при решении коммерческих задач”, — Илья.
Чтобы на людей посмотреть. Дизайнеру важно иметь доступ к профессиональному коммьюнити. Важно общаться о новых трендах, решениях и проектах, ведь общаться — базовая потребность человеческой психики. Участие в конкурсах создает возможность завести нужные знакомства и попасть “в тусовку”.
“В студенческие годы я активно участвовал в различных конкурсах по дизайну и получил толчок для развития, слышал много обратной связи, что помогло мне в будущем в профессиональном становлении”, — Илья.
Чтобы себя показать. Ну а вдруг вас реально на работу прямо с конкурса унесут на лаврах? Такое тоже бывает. И бывает, что проекты заходят и нужные люди вас замечают.
Чтобы отдохнуть от коммерческих проектов. Коммерция часто ограничивает дизайнера. А соревнования позволяют выразить весь творческий потенциал и показать каокой же вы pixel-perfect.
Конкурсы могут быть полезны. Если ваш путь, как UI/UX специалиста только начался, и вы хотите заработать славу, успех и признание — конкурс хороший вариант.
“Мне интересно. Это возможности роста, шанс научиться чему-то новому и применить неординарные решения”, — Саша
Есть и обратная сторона медали. Когда конкурсы забирают свободное время, не принося ничего взамен, и стимулируют “застой” в работе.
“ГорЯ” проектами с конкурсов, вы теряете интерес к коммерческим таскам: затягиваете сроки деливери и делаете скучно. Участвуя в конкурсах появляется как бы 2 версии дизайна:
- рабочий — скучный и проблематичный
- конкурсный — интересный и эмоциональный
Это проецируется на рабочий процесс в офисе. Более грамотно направить все силы и энергию на решение дизайн-задач в рабочих проектах.
Решения и мнения со стороны не всегда оказываются верными. Аккуратно и внимательно стоит выбирать, к кому и куда вы идете. Потому что “конкурс-дизайнеры” могут научить вас делать красиво и быстро, но не научат вас делать то, что нужно от вас заказчику.
Конкурс ничего вам в итоге не дает. Связи и общение зачастую устанавливается не с CEO компаний и потенциальными клиентами, а такими же молодыми дизайнерами, как и вы. Призы получает только 1 из участников, а остальные только шотик на Dribbble, чтобы умываться слезами и вытирать их лайками после разочарования от проигрыша.
“Сейчас я не участвую в конкурсах ввиду нехватки времени и из-за того, что не встретил интересных мне тем и задач”, — Илья
Темы и задачи — отдельный вопрос. Если в самом начале карьеры вам интересно просто делать. Делать как угодно. Делать красиво. Делать на интересные темы. Вы готовы на любую задачу и готовы флудить шотами на Dribbble, лишь бы делиться с миром вашим design thinking. Спустя 1–2 года карьеры вам уже не интересно создавать просто красивые артборды.
Интересно решать прикладные задачи:
- повышать конверсию сайта через дизайн решение
- делать дизайн на актуальные темы
- помогать клиентам решать бизнес-задачи с помощью вашего дизайна
- тестировать гипотезы и проводить исследования
Начинает клонить в UX. И тогда задачи с конкурсов, какими бы инетерсными они ни были, не могут заинтеерсовать сильнее реального рабочего процесса. Потому что опускается сотня мелочей:
- фидбеки заказчика и как с ними работать;
- перенос дедлайнов по требованию заказчика;
- коммуникация с разработчиками;
- исследования и UX аналитика.
Ваша заработная плата и статус на рынке труда — и есть самый азартный конкурс. И он гораздо интереснее любого соревнования. Но попробовать дизайн competitions стоит, сделать это лучше серьезно и по-взрослому.
Вот тут например:
Red Dot
Cannes Lions
Mail design cup
2 hours design battle
Даже тем, кто уже попробовал себя во всех вышеперечисленных мероприятия, будет интересно поработать с 99designs — фриланс-биржа вроде UpWork, где вы делаете проекты вместе и с другими участниками и клиент платит только тому, кто сделал проект лучше всего.
Конкурсы можно сделать частью рутины и рабочей жизни. Да и всем нам иногда хочется повысить самооценку или найти подверждение тому, что мы и правда хорошо делаем дизайн. А награды все таки могут конвертировать в лиды. Поэтому хотя бы раз, но побороться за призы стоит точно.