Содержание статьи
- 1 С недавних пор я взял за правило задавать вопросы подписчикам своего блога. Меня, как педагога, интересует круг проблем, с которым молодые дизайнеры сталкиваются в своей повседневной жизни. Недавно я зашёл на Google форму, куда приходят письма от них… а их там уже более 3 сотен! Проанализировав заданные мне вопросы, я свёл их к трём…
- 2 Вот они:
- 3 ПРИКРОЙТЕСЬ ПОКУПАТЕЛЕМ
- 4 КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЮ СТОИМОСТЬ?
- 5 №1. ПОИСК ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ
- 6 № 2. ОВЛАДЕНИЕ ПРОФ. НАВЫКАМИ
- 7 № 3. АВТОМАТИЗМ
С недавних пор я взял за правило задавать вопросы подписчикам своего блога. Меня, как педагога, интересует круг проблем, с которым молодые дизайнеры сталкиваются в своей повседневной жизни. Недавно я зашёл на Google форму, куда приходят письма от них… а их там уже более 3 сотен! Проанализировав заданные мне вопросы, я свёл их к трём…
Вот они:
1. Как вести себя, чтобы заказчик уважительно относился к вашей работе?
2. Как увеличить свою рыночную стоимость?
3. Как выстроить отношения с заказчиком, чтобы не остаться без денег?
И так, разберёмся с первой заморочкой. Какую роль должен играть дизайнер в проекте? Кто он, официант в кабаке, которому заказчик-барин рисует горчицей усы ради забавы, или стратегический партнёр, разделяющий ответственность за конечный результат? Я однозначно за партнёрскую позицию, против всякого барства и горчицы, но заказчик, особенно авторитарный, часто не готов вести себя цивилизованно, выстраивая партнёрские отношения с дизайнером.
Что бы я мог посоветовать молодым дизайнерам, которые ещё не стали лауреатами «Канских львов» и не отрастили себе харизму, чтобы не превращаться в такого официанта и не «стелиться» под заказчика всякий раз?
ПРИКРОЙТЕСЬ ПОКУПАТЕЛЕМ
Это самая надёжная стратегия. Начните с изучения покупателя. Изучите его поведенческие, возрастные и социальные особенности. Тормошите вашего заказчика, он должен о своём покупателе знать всё, и поделиться с вами информацией. Если покупатель сходу не «вырисовывается», ну скажем, как в ситуации с аптечной сетью, услугами которой пользуются и школьник и цветущая дама и дряхлый старик, тогда ищите аудиторию на которую вы будете фокусироваться, она может быть либо самой платёжеспособной, либо самой многочисленной. Опишите эту аудиторию в брифе и в процессе проекта не стесняйтесь напоминать заказчику, для кого вы работаете и с чьей позиции нужно оценивать конечный продукт.
Научитесь тестировать свой продукт. В Интернете имеется множество инструментов для этого. Если заказчик адекватен и нацелен на результат, он обязательно отнесётся с уважением и к вам и к вашему продукту.
И вообще, начните интересоваться маркетингом! Уверяю вас, что эта наука совсем не сложная.
Станьте маркетингово ориентированным. Дизайнер, заряженный маркетингом, производит уже не «рисовайлинг», он производит брэндинг.
Говорите с бизнесом на языке маркетинга, он бизнесу более понятен, чем визуальный язык дизайна и помните, что заказчик всегда прав, за исключением тех случаев, когда он абсолютно не прав.
Еще короткий совет: с первого проектного дня, начните мягко воспитывать заказчика. Хорошей платформой для отношений будет, если из ваших встреч и обсуждений вы исключите такие слова, как “красиво — не красиво”, “нравится — не нравится” и начнёте работать с такими понятиями как:
Подходит, подходит не совсем, совсем не подходит.
Сравните с “нравится — не нравится” и прочувствуйте разницу.
КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЮ СТОИМОСТЬ?
Занимаясь айдентикой, выгрызая из жадного заказчика каждый раз жалкие 100–150 долларов за логотип, начинаешь сомневаться “смогу ли я когда ни будь достойно зарабатывать?”… Имеется только 2 стратегии: надо либо увеличивать стоимость чека, либо увеличивать скорость работы. По уму — надо увеличить и то и другое. Миф о том, что заказчик априори не готов платить за дизайн — разговоры в пользу бедных. Бизнес готов платить, но готов платить за профессионализм. Клиент может ни черта не понимать в модных трендах, в нюансах типографики, в колористических решениях, но кто перед ним, профи или “чайник” — он поймёт сразу, «чуйка» его не обманет.
В профессии графического дизайнера, на пути к профессионализму мы проходим 3 стадии:
№1. ПОИСК ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ
Это звучит забавно, но ситуация с качественной профессиональной информацией принципиально не изменилась со времён моей молодости. Но только в 90-е информация была в дефиците, потому, что, тогда всё было в дефиците, включая водку и сигареты, а сейчас всё наоборот — информации так много, что отыскать в этом потоке то, что по-настоящему работает так же проблематично, как и 25 лет назад. Можно годами скролить Интернет, выполнять какие то задания и тесты, посещать онлайн тренинги и не сдвинуться в профессии ни на шаг.
Окей, допустим, нам крупно повезло и мы нашли информацию самого высшего качества, что дальше?
№ 2. ОВЛАДЕНИЕ ПРОФ. НАВЫКАМИ
Для большинства из нас переход от теории к практике является тяжелым преодолением себя. Нам вообще тяжко покидать зону комфорта, наша природа пытается убедить нас оставаться как можно дольше “под одеялом”, чтобы лежать не шевелясь, тратя как можно меньше энергии. Своеобразным одеялом являются наши прежние навыки, привычные когнитивные модели, которые мы пытаемся использовать при решении новых проектных задач.
В этой ситуации актуализируется роль Учителя (с большой буквы), человека который проходил всё это в своей творческой жизни много раз и готов вытащить вас из под ментального “одеяла”, помочь превратить теоретические знания в конкретный практический опыт.
Ищите Учителя, который удалит ваш молочный зуб, чтобы на его месте вырос зуб мудрости, потому, что для того чтобы что то важное получить, нужно от чего то отказаться.
Старик Эйнштейн как то сказал:
«Вы не можете решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, на котором она возникла».
Поразмышляйте над этим на досуге…
Аллилуйя! Предположим, нам удалось найти Учителя, овладеть необходимыми навыками, теперь мы крутые практики! Где деньги?
№ 3. АВТОМАТИЗМ
Профессионализм, это в первую очередь — автоматизм. Вы можете себе представить лётчика, который в одной руке держит штурвал, а в другой какое ни будь пособие “для пилотов — чайников” в мягкой обложке? Вряд ли такое можно представить. Когда мы не вспоминаем всякий раз “на какую кнопку жать”, а действуем автоматически, мы в разы увеличиваем скорость работы. Автоматизм — во многом синоним профессионализма. Но для достижения этого состояния понадобится время. Вот лично я начал что то смыслить в графическом дизайне спустя 5–6 лет после окончания Худпрома. То есть 6 лет интенсивной учёбы в профильном вузе, плюс ещё 6 лет работы в студии — и того — 12… Надеюсь, что вы закроете этот гештальт быстрее, сейчас ведь вообще всё значительно быстрее, чем 25 лет назад.
Став профессионалом, вы начнёте выдавать стабильное качество, а рынок начнёт платить вам премиальную наценку. Качественный дизайн источает какие то флюиды гармонии и порядка, причём, эти флюиды улавливаются и дизайнером, и работником шиномонтажа и милиционером и коррупционером — все в той или иной степени чувствуют композицию, контраст и баланс, гармонию цвета и шрифтов. Даже самый «дикий» заказчик, на интуитивном уровне, способен отличить профессиональный дизайн от «колхозного».
Гонорары за типовой дизайнерский продукт, за ту же айдентику, могут отличаться в 10, 20 и даже 50 раз.
Первый свой гонорар я получил 25 лет назад за разработку значка институтской баскетбольной команды ещё на третьем курсе Худпрома. Гонораром было освобождение от физкультуры на целый семестр, и это было то, что нужно в тот момент… Сколько зарабатывать будете лично вы, в большей степени зависит только от вас, вашего трудолюбия и в меньшей степени — природного таланта.
Третья группа вопросов в письмах дизайнеров, как вести себя с заказчиком, чтобы не остаться без денег. Продажа своего дизайна — это то же, что продажа пианино, мотоцикла или слона, только сложнее. Влажная мечта фрилансера — иметь продюсера, который вас за вас продаст. Но такое — большая редкость в наши времена. Вот у меня его нет и не было. Все 25 лет я продавал себя сам. За это время я прошел через столько ситуаций, конфликтов и приколов, что можно было бы написать роман формата Пелевинского «Generation П». Если сейчас начну делиться всеми своими историями, то эта статья превратится в «мемуары колониального полковника». Поэтому пообещаю и вам и себе теме взаимоотношений с заказчиком посвятить отдельную статью.