Содержание статьи
- 1 Как осознанно расти в профессии
- 2 1. Карта навыков
- 3 2. Оставаться любопытными
- 4 3. Настроить инфо-поток
- 5 4. Писать тексты/выступать с лекциями
- 6 5. Учиться у людей
- 7 6. Применять эмпатию
- 8 7. Пробовать новое
- 9 8. Анализировать опыт в смежных областях
- 10 9. Личные проекты
- 11 10. Не бойтесь совершить ошибку
- 12 11. Применять полученную информацию на практике
Как осознанно расти в профессии
Дизайн — живая и вечно развивающаяся область. Меняются тренды, потребности, появляются новые технологии и фреймворки.
Кто не идет вперед — тот медленно двигается назад.
Просто получив образование ты только выходишь на первую ступень, после которой идет большой путь освоения профессии и оттачивания мастерства.
Как настроить свою экосистему, чтобы процесс развития был осознанным и вел вас к цели?
Поделюсь здесь теми способами, которыми я сама пользуюсь или считаю потенциально полезными.
Про карту навыков я узнала от Игоря Мустаева. Это таблица с перечнем возможных hard и soft skills дизайнера, которые можно оценить. Заполнив таблицу будет понятно в чем ваши слабые и сильные стороны. В зависимости от ваших целей будет понятно какие навыки необходимо подтянуть в первую очередь.
Можно выбрать от четырёх до семи пунктов, которые вы считаете необходимыми развить. Это могут быть стратегически важные навыки для продвижения или просто те, к которым лежит душа.
Навык становится одной из целей на год, прописываются четкие шаги для его развития: прохождение курса/прочтение списка книг/прохождения какого-то количества практики.
Через полгода можно вернуться к таблице и сверить результаты.
Меня поддерживает, если есть кто-то, с кем можно обсуждать прогресс и препятствия. Но если вы научитесь это делать самостоятельно, то этот навык вам очень пригодится.
Мне таблица помогает отсечь лишние направления развития и не тратить на это свое время.
На картинке ниже приведена таблица Юры Ветрова, с помощью которой также можно оценивать навыки целой дизайн-команды. Навыки указаны скорее для продуктового дизайнера, но их можно поправить с учетом вашей специализации. Подробнее про эту систему можно почитать тут.
Скачать таблицу
На мой взгляд при выборе направления развития стоит сделать акцент на своих сильных сторонах, усиливать в первую очередь их. А остальные навыки подтягивать в факультативном режиме до приемлемого уровня. Так, лучше быть высоко-развитым в 1–3 навыках, чем средне-развитым во всем.
2. Оставаться любопытными
Как-то на конференции по дизайн-мышлению я встретила известного британского дизайнера Майкла Вольфа и попросила мне дать один единственный и самый важный совет. На что он мне ответил что нужно всегда оставаться любопытным.
Смотреть по сторонам и задавать вопросы: почему это сделано именно так? Хорошо ли это работает? Что чувствуют люди пользуясь этими вещами? Как это можно улучшить?
Такая осознанность и критичность приводит к новым знаниям и мыслям, подход универсален для любого возраста и профессии.
3. Настроить инфо-поток
Если вы уже поняли в какую сторону хотите развиваться, стоит настроить информационный поток на эту тему. Мне удобно, когда все в одном месте, я пользуюсь сервисом feedly, в котором осматриваю последние новости любимых медиа.
4. Писать тексты/выступать с лекциями
Когда вы настроили контент на нужную тему и процесс пошел, полезно перерабатывать материал в статьи/заметки/лекции. Для этого подойдет fb/ телеграм-канал/medium/instagram/другие платформы.
Это структурирует информацию у вас в голове, приносит пользу другим и превращает весь процесс в еще более увлекательный. К тому же вы сможете таким образом собрать вокруг себя единомышленников.
У нас в студии мы писали еженедельные дайджесты с интересными ссылками и краткими комментариями к ним.
Еще выступали с внутренними лекциями для студии, делая мини-презентацию с полезными рассказами на интересующую нас тему.
5. Учиться у людей
Для начала — оглянитесь и посмотрите на вашу команду. Это люди с разным опытом, каждый обладает своей супер-силой и может чему-то научить. Если это не дизайнеры — тоже интересно. Опыт руководителя/менеджера по продажам/программиста может быть не менее полезен.
Не стесняйтесь задавать вопросы и просить рассказать подробнее про их знания, пока они с вами в тесной связке и вы видитесь часто. Используйте это время по-максимуму.
Самая распространенная ошибка — думать, что вы еще долго будете работать вместе и спросите их попозже.
Не раз попадалась в эту ловушку! Живо интересуйтесь, им будет приятно. Чтобы не отвлекать их в рабочее время, можно узнать когда им будет удобно выделить 15 минут и поговорить, возможно за чашечкой кофе с круассаном перед работой или за обедом. Также полезно просто наблюдать за их работой и подходом, замечать что работает и почему.
Например: у Саши я научилась разным фишкам по работе с индизайном, у Кати чувствовать графику в пространстве, у Ильи узнала где брать красивые фото и мокапы, у Игоря видеть смыслы глубже и планированию, у Миши стратегическому подходу и взгляду на дизайн с точки зрения бизнеса.
6. Применять эмпатию
Практически любой дизайн-проект создается для пользователя. Все это знают, но часто дизайнеры не понимают по-настоящему для кого они создают продукт. Потому что дизайнер сидит в офисе, читает про аудиторию, представляет в голове этот фантазийный образ сложенный из стереотипов и результат работы остается поверхностным.
Гораздо глубже станет работа и ваш взгляд на ситуацию, если вы сможете найти настоящих людей и постараться узнать их ценности, потребности и точки боли. Почувствовать себя на их месте.
Несколько из методов:
- Поговорить с аудиторией, понять что их волнует, что радует, как выглядит их распорядок дня. Почему они любят тот или иной продукт, за какие свойства. Полезно говорить с экстремальными пользователями. Например, с самым большим фанатом продукта и с его явным противником. Они дадут самые яркие результаты.
- Наблюдать со стороны за людьми. Порой глазами увидеть можно больше, чем услышать словами. Если есть возможность –– проведите время с человек представляющим аудиторию, походите за ним не мешая, но все фиксируя.
- Почитать форумы. Это настоящий кладезь инсайтов, на форумах и youtube-каналах люди говорят откровенно о том что их волнует. Это погрузит вас в мир людей, для которых вы создаете дизайн.
Например, таким образом я работала на проекте по детскому питанию и погружалась в мир мам, что подсказало мне как именно нужно с ними говорить на упаковке, через какие образы и какую информацию акцентировать.
7. Пробовать новое
Находить способы делать что-то новое в каждом проекте, не идти проторенным путем. Применять новые технологии и подходы, цвета, системы, композиции, смыслы, сетки.
Ходить новыми путями домой, изучать китайский, переставлять мебель, быть вожатым в лагере. Все эти новинки не дают соскучится, дарят драйв эксперементировать и в работе.
Например, вернувшись их горного похода по горам Грузии я ощутила творческий подъем — меня вдохновили пейзажи и разные типы растений, которые захотелось передать в графике.
8. Анализировать опыт в смежных областях
Этот совет услышала в беседе bang bang cо Святом Вишняковым. В творческих областях есть пересекающиеся с дизайном вещи, но и много отличного, так как у направлений могут быть разные задачи, истории, технологии и возможности. Неожиданные идеи может принести изучение уже созданного в музыке, театре, искусстве, режиссуре. К тому же это ведь так интересно! Может, одно из направлений станет вашим хобби.
9. Личные проекты
Под личными проектами я подразумеваю творческие исследования-высказывания по вашей инициативе, за которые вам, вполне возможно, не платят.
Личные проекты нужны, потому что это возможность исследовать новые территории без ограничений, выражать себя. Это чистое творчество, диалог себя с миром. Результаты этих поисков обязательно оставят след и на ваших коммерческих работах. К том уже это способ не перегорать на работе, отвлекаться от рутины, найти компас вашего внутреннего огня.
Если вы не знаете на какую тему сделать проект можно посмотреть по сторонам и найти проблему, которую необходимо решить.
Это могут быть маленькие или большие поводы сделать мир чуть лучше. Например, придумать способ людям больше общаться за столом, а не смотреть в телефон или сдавать батарейки на переработку, убирать какашки за собаками, побудить соседей здороваться в подъезде. Может, это будет шутливый проект, но который заставит еще раз задуматься о переменах.
Также можно участвовать в конкурсах и бесплатных проектах, но которые вам очень интересны. Например, предложить вашему любимому центру по заботе о животных или булочной сделать проект за символичные деньги.
10. Не бойтесь совершить ошибку
Очень важная психологическая особенность многих — избегание ошибок. Так страшно, что меня осудят, раскроют и разочаруются во мне. Лучше я буду действовать как все и не высовываться.
На самом деле большинство живет своими проблемами и тревогами, по большому счету им все равно. Смелость и эксперименты, следование своему внутреннему компасу приведет вас к феноменальным и уникальным результатам. Так вы сможете по-настоящему любить свое дело и быть собой.
Я сама борюсь с этим внутренним чувством, не всегда удачно, но желаю вам стремиться быть отважными исследователями!
11. Применять полученную информацию на практике
Когда читаешь статьи или слушаешь лекции, ты радуешься и вдохновенно выписываешь себе самые полезные советы в блокнотик, Так они там и хранятся годами, а в привычках ничего не меняется:)
Начинать лучше с маленького, но действия, прямо сейчас.
Чтобы обмануть мозг можно пообещать ему занять себя только на 5 минут.
Это ведь совсем немного. И вы, скорее всего себя уговорите, но секрет в том, что после 5 минут, скорее всего вы уже втянитесь и продолжить дело будет проще.
Спасибо, что дочитали! Надеюсь, статья была для вас полезной.
Желаю вам развиваться осознанно и с большим удовольствием.
Cтавьте 👏