Все с детства знают выражение «Инициатива наказуема» и разные его вариации. Но если вы хотите профессионального развития, то про него нужно забыть, и вот почему.
Содержание статьи
Зачем это все
- Только проявляя инициативу, можно расти как профессионал и становиться лучше. Тот, кто привык сидеть на месте ровно, не развивается, а значит — деградирует.
- Инициатива — лекарство от скуки. Работа дизайнера — не только творчество и разработка новых решений, но и куча рутинной монотонной работы. Делать рутину скучно. Но если проявить воображение, то можно постараться сделать скучную задачу интереснее и полезнее для себя. Сделать простой баннер самым красивым и эффективным, не просто добавить кнопку, а провести пользовательское исследование и решить проблему по-другому. Или придумать новый способ оптимизировать скучный процесс подготовки макетов к выставке.
- Только проявляя инициативу в работе можно сделать продукт, которым потом можно будет гордиться. Это нужно для хорошего портфолио, пригодится в будущей карьере и просто очень приятно.
- Проявив инициативу, можно открыть для себя новые неожиданные возможности.
- Ну и, конечно, инициатива помогает увеличить степень свободы в принятии решений, кредит доверия от руководства и коллег, а значит — больше контроля над продуктом и рабочим процессом, то есть возможность сделать так, как хочется, а не так, как пришлось.
Что делать
- Нужно проводить постоянный аудит своих продуктов. Есть свободное время — зайдите в тот продукт, что вы разрабатываете, и посмотрите, где что не так, что можно улучшить. Узнали что-то новое, прочитали или услышали о какой-то новой фишке, конкуренты внедрили что-то крутое — посмотрите, где это можно применить в вашем продукте.
Пример из практики — в личном кабинете и админке нашего сервиса очень много таблиц, но все данные были вразнобой. Я описала единый формат данных для всех представлений, мы его внедрили и до сих пор пользуемся.
- Услышали, что кто-то, клиент или коллега, жалуется на что-то в продукте, — отличный шанс проявить инициативу и придумать решение проблемы.
Пример из жизни — у нас никогда не было брендбука, но в какой-то момент стали делать много интеграций с другими сервисами, менеджеры проектов стали часто спрашивать у меня лого в векторе, фирменный шрифт. Это было для меня сигналом сделать понятные и наглядные правила использования фирменного стиля. Все были очень довольны и благодарны.
Если никто вслух не жалуется, то можно почитать обращения в поддержку продукта, там реально очень много идей.
- Если в вашей компании не проводят пользовательских тестирований — стоит этим заняться. Найдите сами жертв среди знакомых и незнакомых (если продукт для широкой аудитории), попросите коллег найти вам подопытных, если аудитория специфическая. Проведите серию интервью, пусть они будут не идеальными, все равно получите ценную информацию.
- Оформляете проект в портфолио? Наверняка что-то приходится приукрашивать и причесывать для красивой презентации. А что если попробовать эти улучшения внедрить в реальный проект?
Придумали — что дальше
Идеи нужно реализовывать, иначе накопится разочарование.
- Если что-то можно реализовать самостоятельно — стоит так и сделать. Например, брендбук. Что-то можно сделать частично — нужно сделать по максимуму, например, сделать макет и подробное ТЗ и искать союзника. В нашей компании идея единого формата данных понравилась СЕО и вместе с ним совместными усилиями была внедрена намного быстрее, чем если бы я проталкивала ее одна.
- Часто самый главный союзник это продакт. Если вы решили какую-то наболевшую проблему, просто приносите ему готовое решение и работа пойдет. Например, я долго делала тз для улучшения регистрации, но пошло оно в работу, когда пришел новый продакт и тоже увидел острую проблему в старой регистрации (до этого продакта у проекта не было и никто не чувствовал масштаб проблемы). Можно попробовать заинтересовать разработчиков, если у них есть время и ваша задача кажется реально интересной, возможно, они загорятся идеей, помогут доработать и реализовать. Им же тоже хочется делать крутые продукты, как и вам.
Выводы
Самое печальное агрегатное состояние дизайнера — прокладка между заказчиком и фотошопом. Чтобы стать и оставаться профи, к чьему мнению прислушиваются, нужно постоянно работать и над собой, и над своими продуктами. Чтобы полностью проявить свои таланты, нужна инициативность, в противном случае получится только выполнять указания. В общем, либо проявляйте инициативу всегда, либо всю жизнь придется играть со шрифтами.