До 4 ноября в Музее современного искусства Сан-Франциско проходит выставка мебели живописца, арт-критика и основоположника минимализма, самого чистого и аристократического направления в искусстве XX века, Дональда Джадда. Рассказываем, как Джадду удалось избавить дизайн и искусство от традиционной красоты и любого эмоционального содержания и что он привнес вместо этого.
Дональд Джадд родился в 1928 году в Эксельсиор Спрингс, Миссури, и получил сначала художественное, а потом философское образование. Прежде, чем начать практиковать живопись, он работал арт-критиком в журналах ARTnews, Arts Magazine, и Art International. Через теорию он перешел к практике: начинал с живописи и графики в уже мейнстримном в 1960-х годах стиле абстрактного импрессионизма. В отличие от Ротко и Поллока Джадд не нагружал свои работы социальным подтекстом и вскоре перешел к экспериментам с чистыми формами, и перевел живопись из плоскости картины в плоскость объекта: например, он вклеивал в свои полотна объемные кусочки стали. Такой переход привел Джадда к тому, что он начал делать трехмерные объекты, которые должны были читаться как картины.
«Стопки» Дональда Джадда
В середине 1960-х он опубликовал манифест «Specific Objects», где объяснил сложившуюся к 1965 году тенденцию, которая наметилась в американском и европейском искусстве: производство трехмерных предметов искусства, которые не являются ни живописью, ни скульптурой. Как и абстракция, это было искусство, которое работает с объемами и формами, но уходит от любой нарративности.
В середине 1960-х годов Джадд разработал набор своих постоянных форм – свой собственный язык. Один из самых узнаваемых объектов тех лет – серия работ «Стопки» (1967). Художник делал их не вручную, он намеренно использовал серийное производство. Ни один объект не был уникальным, но уникальной была пропорция, которую использовал Джадд. Например, количество стопок может быть разное – в зависимости от площади пространства, – но расстояние до потолка и до пола должно быть точно таким же, как и расстояние между стопками и соответствовать ширине каждой стопки. При этом ни материал, ни цвет не важны: объект может быть красным, зеленым или прозрачным, сделан из фанеры или некрашеной стали. По большому счету, Джадд с помощью своих «специальных объектов» изобрел не столько объект, сколько инсталляцию, ведь самое важное в этих предметах не они сами, а то, как они структурируют пространство внутри и вокруг себя.
Кабинет в доме Дональда Джадда в Марфе, фото: Мартиан Малдер
Соотношение пространства и помещенных в него предметов для художника было одним из главных объектов изучения, а потому не удивительно, что он внес такой большой вклад в представление о том, каким может быть жилое пространство.
Так, Джадд был одним из первых, кто придумал лофт, как пространство для жизни.
На заре 1960-х художник купил здание старой фабрики в Нью-Йорке и устроил там свою мастерскую, любовно обставленную дизайнерской мебелью и предметами искусства авторста своих многочисленных друзей.
В начале 1970-х Дональд Джадд переехал в крошечный город Марфа в Техасе. Художник выбрал его, как самое малонаселенное место в Америке – на тот момент в Марфе не было ни одного производства, и город фактически был городом-призраком. Вот где художник смог, наконец, развернуться на полную: он выкупил несколько зданий и принялся творить. К «специальным объектам» и экспериментам с паблик-артом добавилась мебель. Новый дом нужно было чем-то обставлять, и Джадд вернулся, как и на заре своей карьеры, к ручному труду. Он начал делать кровати, столы и стулья, которые, в общем-то, мало отличались от его «специальных объектов». Максимально простые, лишенные любой «красивости», они часто имеют 90-градусные углы, сделаны из сосны, фанеры или меди и выкрашены в красный или черный цвета. Сейчас эта мебель производится как дизайнерская промышленным путем.
Выставка Дональда Джадда в Сан-Франциско, фото: Мэтью Милман
На выставке в Сан-Франциско предметы мебели Джадда соседствуют с другими близкими по духу объектами – кураторы хотели показать художника в широком контексте модернизма и минимализма. К тому же Джадд был коллекционером, в его студии была мебель Алвара Аалто, Миса ван дер Роэ, Геррита Ритвельда и других классиков дизайна. «Специальных объектов» на выставке нет – кураторы намеренно хотели выйти за их рамки и показать основателя минимализма еще и как дизайнера мебели, – и все-таки глядя на очередное выверенное до миллиметра кресло, понимаешь, что и здесь работа с пропорциями важна не менее, чем сам объект.
Билеты и подробности – на сайте Музея современного искусства Сан-Франциско.