В сентябре в Музее Пикассо в Париже откроется выставка «Пикассо. Шедевры!». Здесь соберут работы мастера из мировых музеев и частных коллекций, в том числе не самые известные и редко появляющиеся на публике.
Иллюстрации к «Неизвестному шедевру» Бальзака действительно не самые известные работы Пикассо. Созданные по заказу великого галериста Амбруаза Воллара, эти вещи затрагивают столь любимую тему испанского гения, как художник и модель, где образ художника во многом автобиографичен.
«Наука и благотворительность» — ранний шедевр художника, написанный в стиле реализма, открывающий будущего основателя кубизма с совершенно неожиданной стороны. Рисовать он умел, и получше многих классиков реализма.
Впрочем, не обойдется и без хрестоматийных работ. Свое место в нью-йоркском МoМА на время выставки покинут «Авиньонские девицы», первое великое произведение кубизма, чтобы добраться в Париж через океан.
Серия корпулентных «Купальщиц» долгое время хранилась в одной частной коллекции, затем была распродана. Чтобы собрать сегодня всю серию вместе, картины привезут из Музея Пегги Гуггенхайм, Лионского музея изящных искусств и парижского частного собрания.
Коллаж «Дамы за туалетом» только что вернулся с реставрации: на картине прихорашиваются три музы и возлюбленные художника — Ольга Пикассо, Мари-Тереза Вальтер и Дора Маар. Экспрессивный «Танец», вдохновленный дягилевскими балетами, последний раз был в Париже более 50 лет назад, он приедет во Францию из лондонской галереи Тейт.
Отдельный зал будет посвящен объектам Пикассо из коллекции Доры Маар. Собирая ассамбляжи из бытовых предметов и разного хлама, Пикассо декларировал ироничный подход к скульптуре — как, например, в «Газовой Венере», чье великолепное тело было создано из газовой плиты. Здесь же можно увидеть скульптуры с виллы художника «Калифорния» в Каннах, которые были скрыты от посторонних глаз вплоть до знаменитой выставки в Гран-Пале 1966 года. Шедевр бестиария Пикассо — «Коза» из листового железа происходит из собрания музея Пикассо в Антибе, где художник жил и работал некоторое время. Здесь же можно увидеть позднюю живопись, презрительно названную современниками «каракулями», но затем реабилитированную — теперь Пикассо этого периода сравнивают с Фрэнсисом Бэконом и Дэвидом Хокни.