В знаменитой Галерее старых мастеров в Дрездене, хранилище «Сикстинской мадонны» Рафаэля и других шедевров западноевропейской живописи, работает выставка «Тени времени. Джамболонья, Микеланджело и капелла Медичи». В экспозиции рассказывают историю о том, как алебастровые копии скульптур Микеланджело из собрания галереи были атрибутированы другому гению — фламандцу Жану де Булоню, прозванному Джамболоньей.
Работать над часовней для правящего Флоренцией семейства Медичи Микеланджело начал в 1519 году и продолжал, так и не закончив фигуры «времен суток», почти двадцать лет. Тем не менее со своей смелой наготой и выразительными позами они стали источниками вдохновения для многих последующих поколений художников и скульпторов. Не был исключением и молодой де Булонь, явившийся учиться во Флоренцию спустя пятнадцать лет после установки микеланджеловских работ в часовне.
В какое именно время начинающий скульптор сделал уменьшенные копии работ старшего коллеги, ученым установить не удалось — говорят о промежутке времени между 1560-ми и 1570-ми годами. Точно известно, что статуэтки Джамболоньи привели в восторг Козимо I Медичи, были куплены им и отправлены в подарок курфюрсту Августу — так они оказались в Германии.
Сомнения наших современников в авторстве Джамболоньи лежали прежде всего в области выбранного мастером материала — в XVI веке даже начинающие скульпторы Флоренции не делали работ из алебастра. Ключом к разгадке стало единственное бесспорное произведение де Булоня из собрания мадридского Прадо — аллегорическое панно в честь Франческо Медичи, которое также сделано их алебастра.
Мадридское панно, копии фигур из часовни работы Джамболоньи и других мастеров из собрания музея, а также произведения Питера Пауля Рубенса, также восхищавшегося статуями Микеланджело и использовавшего их образы в своих полотнах, и вошли в музейную экспозицию.