Содержание статьи
Случай № 2. Илья и усталость
Илья — дизайнер. Он ответственный, умный, талантливый; он знает, что дизайн — это не просто рисование картинок, а решение бизнес-задач. У Ильи есть опыт, кое-какие награды, стабильная работа. Он даже умеет управлять временем, и поэтому почти не срывает сроки.
В последние полгода Илья работал на износ. Он сделал несколько уверенных проектов, прыгнул выше головы, пару раз натурально спас клиента. Были сложные и интересные задачи, были средние, были и откровенно плохие, но не по вине Ильи. Даже в трудных условиях Илья делал все, что в его силах, и хоть немножко, да улучшал дизайн.
И вот Илье поручили очередную задачу. Вводные данные были не блестящие: сомневающийся клиент, небольшой бюджет, размытые цели, высокие ожидания от проекта. Но Илья внутренне решил, что ему все нипочем. Он уже не раз справлялся в подобных обстоятельствах, часто работал в спешке, привык к авралам и трудностям.
На этом проекте Илья поставил себе задачу: он должен превозмочь самого себя — не просто «сделать как обычно», а «совершить прорыв».
С этой установкой он взялся за работу, кропотливо и честно трудился, а через некоторое время обнаружил, что результат получается так себе.
Как Илья видит проблему
По мнению Ильи, дизайн откровенно не дотягивает: он весь какой-то скомканный элементы разнородные, на зрелищную анимацию не хватает времени, дизайн-система не рождается, да еще и клиент с первого же макета вносит правки, которые сводятся к вторичным решениям «как у всех».
У клиента простая логика: зачем что-то выдумывать, если можно просто взять у конкурентов и перекрасить? Но Илья не согласен.
Илья смотрит на макет главной страницы и понимает: он недостаточно старался. Если бы клиент увидел, каких результатов можно добиться своим умом, вопрос о чужих решениях даже не стоял бы. Стало быть, нужно стараться сильнее, работать больше и дольше, прикладывать все возможные усилия. Илья начинает задерживаться на работе, торопиться, перебирать десятки вариантов, но все не то.
Менеджер подгоняет Илью: дружище, по таймингу нам уже пора верстать. Сколько у тебя уже готово? Скоро правки внесешь? Когда макет посмотрим? Ты давай, поторапливайся, у нас уже следующий проект скоро загорится.
Илья в ужасе. Ему стыдно показать менеджеру и клиенту то, что получилось. Поэтому он тянет время, бьется над каждой правкой и очень остро воспринимает каждое критическое замечание.
Каким-то образом высокая востребованность Ильи превратилась в полную безысходность. Потенциально прорывной, интересный проект стал мукой, а сам Илья потихоньку мутирует в неврастеника. Он разочаровывается в себе и в работе, сильно устает, но не может выдать ничего стоящего.
Сначала Илья полагает, что проблема в клиенте и менеджере, но внутри его точит червячок сомнения. Наконец Илья сдается: дело во мне.
«Я плохой дизайнер, мало стараюсь и не способен на прорывы. В другой раз надо либо стараться еще больше — но куда уж больше, сил и так мало, — либо искать другое место работы. А может, эта профессия вообще не для меня?»
Как на самом деле
Проблема кроется не в этом конкретном случае, а в закономерности: Илья привык систематически работать без полумер и брать на себя больше, чем нужно. Берясь за проект, он точно не знает, каковы ожидания от его работы, и не знает, чего от него требует ситуация. Просто старается отдать максимум усилий.
Порой эти усилия хаотичны и напоминают блуждание впотьмах. У Ильи нет сформулированного определения, что такое хороший дизайн. Универсально ли это понятие? Каковы критерии оценки? Что на этом проекте считать за успех, а что — за провал?
Какое-то время Илье удается угадывать направление и добиваться результата исключительно на душевном подъеме, но подход не универсален, а внутренние ресурсы конечны. У Ильи накопилась усталость, которую он не замечал, потому что все внимание было сфокусировано исключительно на работе.
И вот настал момент, когда Илья выдохся. Результат оказался так себе, потому что Илья устал — у него кончились внутренние ресурсы, иссякли идеи, и остались только непомерные ожидания. Это случилось не внезапно, но Илья не умеет отслеживать свое состояние, поэтому он до последнего момента не понимал, что произошло, и только загонял себя еще больше.
К сожалению, «максимум усилий» не равняется «лучшему результату». Иногда нужно не «работать больше», а «работать иначе». А иногда — «работать так же, как раньше».
Изменения ради изменений не нужны; не нужен абстрактный «проект-прорыв», если этот прорыв не связан с решением конкретной проблемы. Цивилизацию движут вперед не столько прорывы, сколько каждодневное повторение полезных действий.
Что делать
Первое, что пришло на ум Илье — усилить давление обстоятельств. Работать больше, ждать дедлайна и выброса адреналина, нагнетать ожидания, задирать планку и пытаться допрыгнуть до нее из последних сил.
Какое-то время этот рецепт работает. Но в долгосрочной перспективе побочные эффекты пересиливают пользу.
Перфекционизм и прокрастинация сами по себе являются стрессом; если дополнить их насилием над собой, картина станет совсем уж безрадостной. Чтобы выйти из порочного круга, имеет смысл думать о том, как снизить стресс, а не о том, как его усилить. В этом помогает отдых, профилактика выгорания и меры, направленные на борьбу с перфекционизмом.
Срочные меры
Первый шаг — уточнить ожидания. Надо обсудить работу с менеджером и клиентом и сформировать ясную картину требований. Что конкретно должно получиться в результате? Какие проблемы должен решить дизайн? Должен ли он действительно быть прорывным? И, если должен, то зачем и в чем это должно выражаться? Ответы на такие вопросы вернут Илью к реальности.
Далее хорошо бы объективно оценить нынешний результат. Действительно ли он так плох, как кажется Илье, или это просто внутреннее ощущение неудовлетворенности собой — мол, я мог бы сделать что-нибудь эдакое, но не сумел удивить себя.
Если все объективно плохо — исправить ошибки. Список ошибок должен быть конкретным, иначе проблема снова вернется в русло смутной неудовлетвоенности. В случае внутренних сомнений и фатального ощущения «все плохо» можно нанять стороннего судью — например, предложить опытному коллеге выступить советчиком и оценщиком.
Для возвращения в продуктивное русло полезно фрагментировать большую задачу на задачи помельче — они быстрее выполняются, легче оцениваются, а значит, не так страшны.
Хорошо работает метод маленьких побед: даже в самом неудачном проекте можно найти хотя бы одну небольшую область, в которой можно одержать победу и сделать что-то достойное.
При достижении маленькой победы запускаются силы, двигающие к новой маленькой победе.
И, конечно, Илье понадобится отдых. Пренебрегать им нельзя, даже если после факапов очень хочется себя наказать. Отдых — это как минимум пару вечеров покоя и нормального сна без работы, как максимум — полноценный отпуск со сменой обстановки.
Да, это звучит банально, но далеко не все люди ходят в отпуск два раза в год. Автор этой статьи однажды был на месте Ильи и не отдыхал три года.
Профилактика
Безупречность не нужна. Даже перфекционисты, помешанные на поиске идеала, не хотят жить в мире, который будет безупречен, и иметь дело с исключительно безупречными людьми.
Ценностью становится не безошибочность, а совпадение между целью и результатом. Иными словами, клиентам, менеджерам и коллегам Ильи нужно не стилистически и концептуально идеальное исполнение задачи, а то исполнение, которое попадет в цель.
Для принятия и осознания этой алмазной истины могут понадобиться годы упорного труда, но процесс можно ускорить, если взять за правило каждый раз уточнять ожидания перед тем, как начать проект.
Первой стадией работы должно стать изучение обстоятельств, внимательное рассмотрение точки А и точки Б. Куда идет проект, где цель? Зачем проект туда идет? Что исполнитель хочет получить на выходе? А что хочет клиент? А что — пользователи?
Второй момент — определение границ. Илье необходимо понять, где кончается его зона ответственности и начинается чужая. Что может сделать Илья, чтобы достичь точки Б? А чего точно он не сможет, поскольку это не в его компетенции?
И третий момент — баланс сил. Илья наиболее продуктивен не тогда, когда из последних сил в панике пытается довести макет до недостижимого идеала, а тогда, когда он здоров, полон сил, счастлив и вдохновлен.
Как ни парадоксально, но лучшее, что может сделать трудоголик для проекта — стать чуть меньшим трудоголиком. Всем выгодно, чтобы Илья был счастлив во время работы над проектом, а значит, достижение счастья и хороший отдых в долгосрочной перспективе не менее важны для его работы, чем сама работа.
Резюме: как извлекать полезный опыт из ошибок
- Преодолеть чувство вины. Найти способ перешагнуть через самобичевание и трезво рассмотреть проблему. Ошибка — это нормальная часть рабочего процесса, а вина — это препятствие, которое мешает спокойно работать дальше.
- Быть готовым корректировать гипотезы. Если ошибка действительно повлияла на продукт, стоит исправить ее и принести извинения тем, кого это затронуло, а затем выдвинуть новую гипотезу. Чтобы сделать это, важно собрать обратную связь и провести анализ. Без обратной связи ошибка бесполезна.
- Встроить ошибку в цикл. Заранее дать себе и окружающим установку на эксперименты. Смысл экспериментов — не добиться мгновенного успеха сразу, а выявить истину методом проб и ошибок.
- Уточнять ожидания. Чтобы не додумывать лишнее, нужно заранее договариваться с заинтересованными лицами, в чем цель проекта, что является успехом, а что — неудачей.
- Следить за своим состоянием. Наблюдать за собой, как за явлением, и учиться отслеживать состояния наибольшей уязвимости.
- Отдыхать. Отдохнувший человек меньше косячит.
Источник: сайт designpub.ru