Amos Rex — последнее крупное культурное пространство Финляндии, охватывающее пять этажей, на котором будут представлены традиционные и современные произведения искусства и дизайна. Мы говорим с JKMM Architects о своей своеобразной куполообразной структуре и о том, как она надеется сохранить наследие коллекционера произведений искусства Амоса Андерсона.

Хельсинки уже давно является местом с богатым художественным и дизайнерским предложением, от архитектурных работ Альвара Аалто, которые заполняют город, до Недели дизайна Хельсинки, которая гордится тем, что является «крупнейшим фестивалем дизайна в скандинавских странах ».

Теперь новый музей Амос Рекс, открывшийся 30 августа, приносит новую причину поклонникам искусства и дизайна в финскую столицу.

Подземное художественное пространство вырывается из-под земли на новой ландшафтной общественной площади в центре города.

Он предлагает пространство для экспериментальных работ, таких как открывающая выставка — захватывающая, красочная, цифровая установка международного коллективного коллективного коллективного TeamLab, а также для модернистского и классического искусства.

Его предшественником был Художественный музей Амоса Андерсона, в котором хранилась коллекция произведений Амоса Андерсона, коллекционера, филантропа и предпринимателя.

Фото © Mika Huisman

JKMM Architects, команда из 100 дизайнеров и архитекторов, основанная в Хельсинки, взяла на себя задачу создания нового «гибкого» пространства для художественного музея.

С 1965 по 2017 год музей находился недалеко от центра города Йерёнкату в центре Хельсинки, в здании, построенном в 1913 году, когда-то был домом Амоса Андерсона. Но здание стало слишком маленьким и неудобным для планов дальнейшего расширения, по данным JKMM, поэтому музей должен был двигаться.

Проект стоимостью 50 миллионов евро (45 миллионов фунтов стерлингов) был профинансирован Konstsamfundet, организацией, созданной в 1940 году в поддержку искусств Амосом Андерсоном. JKMM был назначен для участия в проекте в 2013 году и начал работу на сайте в январе 2016 года.

Было решено, что большая часть музея будет расположена под землей, с серией белых купольных световых люков, которые поднимаются на площадь Ласипалаци. Он расположен в историческом и культурно значимом районе, рядом с зданием парламента и музеем Киасмы.

Вход в реку Амос находится через Ласипалаци, функциональный стеклянный павильон, построенный в 1936 году, с кинотеатром, магазинами и ресторанами BioRex.

Фото предоставлено JKMM, © Tuomas Uusheimo Tu

Freja Stållberg-Aalto, архитектор проекта JKMM, говорит: «Старое здание Lasipalati является очень важным памятником Финская архитектура. Мы довольно рано поняли, что новый современный музей не может быть помещен в старое модернистское здание — он его уничтожит.

«Новые пространства галереи должны были быть довольно большими с большими пространствами, и в то же время мы не хотели идти очень глубоко под квадрат, поскольку мы думали, что пользовательский опыт должен быть максимально легким и приятным.

]

«Купольные формы были технически и пространственно очень подходящими для выставочных площадей».

Здание площадью 6,230 квадратных метров было спроектировано под землей, с самым высоким просветом над самым большим выставочным залом, достигающим высоты 9,45 метра.

Фото © Mika Huisman

Пять куполов, которые составляют ключевую особенность музея, выполнены из белой железобетонной плитки белого цвета в геометрических формах, выложенные кругами и овалами, поднимающиеся в склоны холма и покрытые мансардами из стали и стекла.

Снаружи они создают новый ландшафт для широкой публики, добавляет Стальберг-Аалто. «Мы хотели создать новое городское пространство, где люди могли бы встречаться и спонтанно делать разные вещи, иметь пикник или просто болтаться».

«У вас могут быть даже выступления между куполами, и люди могут сидеть на куполах и смотреть».

Архитектор добавляет, что, хотя музей находится под землей, «он не хочет скрываться» — купола, которые «пузырятся», помогают создать «диалог» с более историческими элементами на площади.

Световые люки также позволяют дневному свету в подземных галерейных помещениях, а также позволяют посетителям заглянуть в музей извне и наоборот.

Архитекторы создали бесконтактные выставочные залы, целью которых является универсальность и гибкость, говорит JKMM.

Музей имеет два этажа под землей и два этажа над землей, а также пол BioRex, каждый из которых соединен лестницами и лифтами.

Архитектор интерьеров JKMM, Päivi Meuronen, говорит, что две части музея, над и под землей, похожи на «два разных мира».

Она говорит, что большая часть работы связана с восстановлением интерьеров Ласипалаци, который изначально был построен как временная структура в 1936 году с намерением снести его. Но прошли десятилетия, и он никогда не был, вместо этого стал защищенным зданием.

«Стеклянный дворец уникален и единственный в своем роде в Финляндии, поэтому мы сохранили все, что могли», — говорит она. «На протяжении многих лет он попал в плохое состояние».

Название «Lasipalatsi» — что означает «стеклянный дворец» — предполагает, что новое здание должно быть «прозрачным» и «открытым», когда придет дневной свет, говорит Меронен, поэтому работа по восстановлению, направленная на восстановление этой атмосферы.

]

Многие резиновые полы, которые были отремонтированы 20 лет назад, были сохранены, а новые детали добавлены в подобном стиле. Также была сохранена одна часть оригинальной гексагональной плитки.

Фото предоставлено JKMM, © Tuomas Uusheimo Tu

В то время как верхние уровни были вдохновлены оригинальной архитектурой Lasipalatsi, когда посетители спустились вниз, прогуливаясь по магазин, чтобы сделать это, все меняется — архитектура становится «полностью современной», «абстрактной» и «минималистской» по мнению Меронена.

Посетители входят в большой широкоформатный вестибюль с белыми интерьерами. «Наши архитекторы говорят, что это должно быть пространство, в котором вы опорожняете свой разум и чувства и готовитесь к искусству», — говорит Мейронен.

На всем потолке в вестибюле есть свет, который призван имитировать дневной свет, со светом, который меняет «как облака движутся по небу».

В музее есть два основных выставочных зала с куполом, которые остаются в основном пустыми.

«Интерьеры не могут быть слишком сложными, поскольку другие люди могут подумать, что они являются произведениями искусства», — говорит Меронен. «Это должно быть основой для искусства».

Большой выставочный зал будет в основном использоваться для временных выставок. Он имеет трубу посередине и может быть разделен на два пространства.

В другом, меньшем выставочном зале будет присутствовать постоянный показ музея, который включает в себя коллекцию импрессионистов после импрессионизма, принадлежащую Фонду Сигурда Фростеруса. Он был на хранение в Художественном музее Амоса Андерсона почти 25 лет.

Существует третья комната, которая в основном будет использоваться для художественных мастерских и обучения, но также может использоваться как выставочная площадь.

Фото предоставлено JKMM, © Tuomas Uusheimo Tu

Некоторые изменения были внесены в «традиционный» кинотеатр BioRex, который вдохновил название самого музея. Чтобы сделать пространство более многофункциональным, три ряда сидений были удалены, чтобы можно было добавить сцену.

Что касается работы, которая будет отображаться в Amos Rex, директор музея Кай Картио говорит: «По содержанию, Амос Рекс опирается на три столпа: экспериментальное, технически инновационное современное искусство; Модернизм 20-го века; и древние культуры ».

Открытие выставки, созданной международным коллективным коллективным персоналом TeamLab, представляет собой серию погружных трехмерных (3D) установок под названием Massless.

Временные стены были вставлены, а черная ткань покрывает свет на крыше, чтобы обеспечить темный фон для экспонатов, которые представляют собой серию красочных цифровых выступов.

Фото предоставлено JKMM, © Tuomas Uusheimo Tu

Meuronen описывает одну из работ, которая была разработана для работы с архитектурой купола. «Похоже на воду, которая медленно движется по крыше. Это похоже на черную дыру. Это впечатляет », — говорит она.

Другие экспонаты включают красочное интерактивное пространство, заполненное цифровыми изображениями животных, которые посетители рисуют сами, а также растения, которые меняются в зависимости от движений посетителей.

«Цветы расцветают, если вы стоите на месте, но будете рассеиваться, если будете работать», — говорит TeamLab. «Бабочки растут в местах, где есть цветы и крокодилы, если они слишком сильно наступают».

Музей Амос Рекс открылся 30 августа в Маннергейминте 22-24, 00100 Хельсинки, Финляндия. Бесшумный будет работать до 6 января 2019 года. Для получения дополнительной информации посетите здесь.

Фото © Hannu Rytky
Фото © Hannu Rytky